Главная Сми, наши публикации Наши публикации

 

Адвокат по ДТП советует:

 

 

АВТОМОБИЛЬ - НЕ РОСКОШЬ, А ПРЕДМЕТ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА ОРГАНИЗОВАННЫХ ПРЕСТУПНЫХ  ФОРМИРОВАНИЙ

 

Опубликовано в журнале Журнале "Милиция", № 4 , 1997 г..

  Автотехнический эксперт, автор Смелов И.В.

 

Автомобиль угнан, украден, взорван... Что стоит за этим? Какую цель преследовали преступники? Каким путем они шли к этой цели, какие силы и средства использовали? Знание и учет этих обстоятельств, безусловно, приго­дится практическим работникам при построении версий, анализе обстоятельств содеянного и, в конечном итоге, в предупреждении и раскрытии такого рода преступлений.

Итак, для организованных преступных групп автомобиль как предмет преступного посягательства может выступать как предмет кражи, предмет вымогательства, или же как объект кражи грузов и ценностей, установления мины-ловушки, или объект мошеннических действий.

Кража в этом перечне стоит на первом месте, и это не случайно, учитывая особую "популярность" этого вида преступления. Целями кражи могут быть как непосредствен­ное использование автомобиля для нужд преступной группировки, так и реализация (или целиком - по фальшивым документам, или в виде запчастей).

Доля похищенных машин, которые впоследствии используются внутри преступной группы как боевые и транспортные, составляет примерно 18 процентов. Наибольшая часть похищенных автомашин (примерно 60 процентов) в дальнейшем идет на реали­зацию. А поэтому обязательными условиями являются хорошее техническое состояние автомобиля, малый срок его эксплуатации, отсутствие внешних повреждений. Причем каждая седьмая кража совершается по предварительному заказу, когда с клиентом специально оговариваются марка, цвет, модель и год выпуска. Чаще всего это делается с целью замены старого или аварийного автомобиля, когда на кузове и двигателе краденого авто перебиваются номера под имеющийся у заказчика техпаспорт.

Порой транспортное средство, предназначенное для реализации, покупается и продается несколько раз - искусственно удлиняя цепочку, автомобиль как бы удается "легализовать".

Более 20 процентов машин похищаются для последующей разборки на детали и агрегаты и реализации в таком виде через авторынки, магазины и мастерские, принадлежащие организованной преступной группе или ею контролируемые, а также через отдельных лиц на территории ГСК и автостоянках.

Этими видами нелегального автобизнеса занимаются, как правило, хорошо подго­товленные и оснащенные организованные преступные группы. В их составе имеются:

группа угона (со специалистом по сигнализациям), группа прикрытия, водители-перегон­щики (иногда используются несовершеннолетние), "спецы" по подделке документов на автомашину (они могут обслуживать сразу несколько групп), мастера по перебивке номеров и разборке автомашин, группы реализации или отдельные сбытчики.

Теперь о вымогательстве.

Его предметом все чаще выступают новые иномарки. Некоторые коммерческие структуры и отдельные граждане бывают вынуждены платить дань автомобилями организованной преступной группировке (в виде, например, возвращения несуществу­ющих долгов). Это выгодно преступникам: ведь хороший автомобиль - своего рода валюта.

Объектами разбойного нападения часто становятся легковые автомобили, которые угнать традиционным способом оказывается затруднительным - из-за надежной охраны места стоянки и хорошей сигнализации. Как правило, этим же путем завладевают транспортным средством для использования его преступной группировкой при совер­шении одного или нескольких преступлений. Водитель может быть или уничтожен физически, или на необходимое время изолирован. При этом не требуется ни новых документов на машину, ни тем более перебивания номеров. Часто даже не снимаются государственные номерные знаки. В угоне такая машина не числится, и если новый водитель откровенно не нарушает ПДД и немного знает психологию работников ГАИ, то риск быть остановленным для проверки документов или осмотра автомашины практически сводится к нулю. Используются такие автомашины или киллерами при выполнении заказа, или же при разбойном нападении на водителей-дальнобойщиков в пути следования, или как мобильные взрывные устройства, или для организации дорожно-транспортного происшествия. После использования от автомобиля, как правило, избавляются. Его или сжигают в безлюдном месте, или топят в водоеме, или оперативно разбирают на запчасти. Жертвами очень часто становятся водители и владельцы транспортных средств, согласившиеся подвезти попутчиков или подрабаты­вающие извозом.

Разбойные нападения на грузовые автомобили происходят в основном с целью завладения товарами или ценностями. Особенно интересует организованные преступ­ные формирования содержимое автопоездов, осуществляющих междугородние и международные перевозки. На них нападают в пути, когда транспорт, его груз и водитель наиболее беззащитны. В крайне невыгодном положении оказываются води­тели-иностранцы, неприспособленные к российской действительности. Да и у следо­вателей и оперативных работников впоследствии возникают серьезные трудности при раскрытии и расследовании - в связи со значительной удаленностью свидетелей и потерпевших.

Время нападения - вечер или ночь, причем тот момент, когда водитель остановился на отдых, ночлег или для устранения неисправностей. Реже - нападают в пути. В этих случаях для принудительной остановки дорога перекрывается (другими машинами, поваленным деревом и т.д.). Эффективной может оказаться инсценировка ДТП с человеческими жертвами, что побуждает водителя остановиться для оказания помощи (совсем как в чейзовских книгах). Порой остановка производится якобы для проверки документов с использованием формы сотрудников милиции или спецподразделений. Часто преступники пытаются притереть автомобиль к обочине своей машиной, однов­ременно угрожая оружием.

Участники разбойных нападений на транспортные средства действуют, как правило, в составе двух мобильных групп: группы разведки и группы захвата.

Объектами краж грузов и ценностей становятся грузовые и легковые автомашины, оставленные на стоянке, во дворе, на обочине, на территории АЗС, на предприятии автосервиса. Цель - завладение товарами и ценностями или же дорогими и дефицитными узлами, деталями, колесами.

В отдельных случаях автомобиль (как правило, легковой) может стать объектом для установки мины-ловушки членами организованной преступной группы. Основной инте­рес для них представляет не столько само транспортное средство, сколько его водитель или пассажиры. Цель - их физическое уничтожение или создание условий для оказания давления на потерпевших.

Для минирования широко применяются как самодельные взрывные устройства, так и промышленного изготовления (гранаты, тротиловые шашки). Могут использоваться более дорогие устройства с взрывателями. Некоторые устройства маскируются под пачки сигарет, пивные банки, пакеты с соком и открыто оставляются на крыше или капоте машины. При попытке взять их или вскрыть, происходит взрыв.

 

Автоэксперт Смелов И.В.

тел. +7 (910) 519-15-56

 

По наиболее сложным вопросам можно обратиться к адвокатам по ДТП в  Московскую коллегию адвокатов "РОСАР", участникам программы "Автоадвокат":

тел.:  + 7 (926) 659-68-80, +7 (495) 671-53-72,  +7 (495) 671-53-62, +7 (495) 671-53-73.

 avto-advokat@mail.ru.

 

Rambler's Top100

Яндекс цитирования