Главная Сми, наши публикации Наши публикации

 

СОЗДАЛ ПОМЕХУ, МАШИНУ - В "АВТОШТРАФБАТ".

 

Опубликовано в журнале "Автомагазин", ноябрь 2004 г.

Автор адвокат МАЛИНИН А.В.

 

 

Как это ни странно, но для многих водителей, по-прежнему, является "приятной" новостью тот факт, что в нашей стране уже скоро год как действуют "Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации", утвержденные Постановлением Правительства РФ № 759 от 18 декабря 2003 года.

Возможность таких действий со стороны властей также предусмотрена статьей 27.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), вступившего в силу 1 июля 2002 года. Однако, до утверждения вышеупомянутых Правил, данная норма кодекса на практике не работала.

Вот перечень тех нарушений правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством, предусмотренных статьями КоАП РФ, при которых транспортное средство на законных основаниях подлежит временной "экпроприации" до устранения причины задержания:

- часть 1 статьи 12.3 - Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 КоАП РФ, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца;

- часть 2 статьи 12.5 - Управление транспортным средством с заведомо неисправными: тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда);

- части 1 и 2 статьи 12.7 - Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством;

- часть 1 статьи 12.8 - Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения;

- часть 4 статьи 12.19 - Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в туннеле;

- статья 12.26 - Невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

В некоторых из перечисленных выше случаев, причину задержания можно устранить довольно быстро, позвонив друзьям или родственникам и попросив кого-нибудь из них привести забытые дома документы или сесть за руль (из числа вписанных в страховой полис). К тому же, далеко не всегда у сотрудников ГИБДД "под рукой" находится дежурный эвакуатор.

Что же касается задержания транспортного средства за некорректную парковку, то здесь решение вопроса об освобождении машины из "гаишного" плена существенно осложняется.

Сегодня, деятельность "по отбору денежных средств" у рядовых автомобилистов, проводимая совместными усилиями органов ГИБДД и специализированных штраф-стоянок, поставлена на поток. При этом, технологические этапы данной операции отработаны на все "пять баллов". Определены места дислокации вечно перегруженных транспортом парковок, с которых проще всего эвакуировать машины, выработаны оптимальные маршруты вывоза автомобилей и отлажены необходимые документально-оформительские процедуры. Одним словом, милицейский "конвейер" по принудительному зачислению создающих стояночные "паркинг-помехи" машин в "автоштрафбат" работает без перебоев с раннего утра до позднего вечера.

В Москве порядок этой деятельности регламентирован Распоряжением Правительства Москвы от 19 февраля 2004 г. № 234-РП "О взаимодействии уполномоченных организаций и ГУВД г. Москвы, при помещении задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и хранении". Данным распоряжением утвержден Порядок действий уполномоченных организаций и ГУВД г. Москвы при помещении задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранении и выдаче, технические условия к размещению и оборудованию специализированных стоянок, предназначенных для хранения задержанных транспортных средств, а также организована работа единой диспетчерской службы. Оставив в стороне комментарии по существу положений этого нормативного акта, рассмотрим практическую сторону вопроса о временной "экспроприации" автомобилей граждан.

Что же делать водителю, если, вернувшись на место стоянки, он не обнаруживает там свою машину? Прежде чем переживать по поводу того, что Ваш автомобиль угнали, можно опросить людей, постоянно присутствующих в районе парковки. Таковыми могут быть охранники, сотрудники офисов, магазинов, точек общепита, которые каждый день наблюдают, как машины на эвакуаторах увозят в неизвестном направлении. Но лучше, не теряя времени сразу позвонить по телефону 02 или в ГИБДД и сообщить о пропаже автомобиля. Телефоны ближайших отделов ГИБДД можно узнать, набрав номер экстренного вызова со своего мобильного телефона. Выяснив, в каком районе вы находитесь, оператор подскажет телефон дежурного по соответствующему подразделению ГИБДД. Как правило, там уже знают, что машину с таким-то номером с такой-то улицы увезли на "штрафную стоянку". Срочно мчаться на эту стоянку нет необходимости, все равно без оформленных инспектором документов машину вам не вернуть.

У дежурного следует поинтересоваться, где и как можно получить копию протокола о задержании транспортного средства или где найти того инспектора, который составлял протокол. Нередко оказывается, что инспектор где-то рядом занимается другим автомобилем или ждет прибытия эвакуаторов. В некоторых подразделениях ГИБДД, все протоколы оперативно привозят к одному из дежурных инспекторов, который постоянно находится в здании инспекции.

Разыскав нужного инспектора, у которого находится протокол о задержании транспортного средства, необходимо предъявить ему документы на машину и свое водительское удостоверение, а также если потребуется и иные, предусмотренные правилами дорожного движения, "ценные бумаги", например, страховой полис "автогражданки". Если водитель оставил документы в машине, то задача существенно усложняется.

Проверив документы, инспектор выносит постановление по делу об административном правонарушении, которым налагает административный штраф в соответствии с п. 4 ст. 12.19 КоАП РФ в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), хотя у него есть полное право ограничиться в этом случае предупреждением.

Водитель расписывается в этом постановлении в специально отведенных для этого графах о том, что ему или ей были разъяснены:

- порядок и сроки обжалования постановления, предусмотренные ст. ст. 30.2, 30.3 КоАП РФ;

- положения КоАП РФ, предусматривающие уплату штрафа не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу.

При этом российские инспектора ГИБДД в отличии от своих более цивилизованных коллег по профессии из развитых стран мира, как правило, не утруждают себя разъяснением нарушителям элементарных положений этих правовых норм, наивно полагая, что граждане-водители должны сами знать все законы "от и до".

Далее по ходу развития событий, инспектор вручает вам на руки копию протокола о задержании транспортного средства, в получении которой вы опять же расписываетесь, а также - копию акта приема-передачи транспортного средства для помещения на специализированную стоянку, по которому ваш автомобиль был передан инспектором ГИБДД водителю эвакуатора- работнику штрафной стоянки.

Случается, что в графе акта "На момент передачи транспортное средство имело механические повреждения:", как бы невзначай, приписано: "кузова по всему периметру, а также возможны скрытые дефекты" или что-нибудь аналогичное, пусть даже ваш автомобиль - абсолютно новый и на кузове до сих пор не было ни единой царапины. В порядке одолжения, курирующий вас и вашу машину инспектор может уточнить адрес, по которому находится специализированная автостоянка (на самом деле адрес должен быть указан в протоколе о задержании транспортного средства) и подсказать, как туда быстрее добраться.

Прибыв на штраф-стоянку, возможно, придется постоять в очереди среди собратьев по несчастью, страждущих получить свои автомобили.

Сотрудник стоянки предложит вам предъявить копию протокола о задержании транспортного средства, копию постановления по делу об административном правонарушении, копию акта и документы на машину.

После этого, будет сделана соответствующая отметка в журнале и проставлено время вашего прибытия, - точка отсчета, по которой впоследствии рассчитывается стоимость "оказанных услуг". Первые три часа пребывания автомобиля на стоянке бесплатны, но все равно придется платить за расходы по доставке задержанного транспортного средства на специализированную стоянку по утвержденному тарифу - в размере 1809 руб. 20 коп.

В нарушении требований п. 6.4. Приложения 1 к распоряжению Правительства Москвы от 19 февраля 2004 г. № 234-РП, который гласит: "Оплата производится на специализированной стоянке с использованием кассового аппарата" вас, наверняка, отправят платить за все "штрафные издержки" в Сбербанк, где помимо временных потерь в очередях у стоек "сберегательной" кассы с народа дополнительно взимают комиссионный сбор в размере 3% от суммы платежа.

Когда все формальности соблюдены и пришла пора, наконец, вызволить машину из "госплена", вполне может оказаться так, что она забаррикадирована другими автомобилями и тогда придется ждать неопределенное время, пока появится физическая возможность выехать со стоянки. Кстати, за то, что ваша машина заблокирована другим транспортом на штрафной площадке, и вы теряете из-за этого драгоценное время, государство никакой материальной ответственности не несет. Как всегда, штрафные санкции у нас в стране накладываются в одностороннем порядке - исключительно на налогоплательщиков, а благие намерения властей оборачиваются грубыми нарушениями конституционных прав граждан и денежными поборами под благовидным предлогом. А где же обещанные многоуровневые парковки и почему городские власти позволяют строить крупные торговые комплексы с дефицитом бесплатных парковочных мест при них?

Конечно, можно согласиться с эвакуацией тех автомобилей, которые реально блокируют проезд или остановку общественного транспорта, а также создают "пробки" на наиболее узких местах города. Но чаще всего, подобного рода узаконенные меры градоначальства становятся просто очередным милицейским "бизнесом", сопровождающимся открытым издевательством над людьми.

Возникает справедливый вопрос, что же может противопоставить этому "беспределу" рядовой водитель?

Согласно ст. 30.2 и 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган или должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующую инстанцию. Такая жалоба госпошлиной не облагается и может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления об административном правонарушении. По истечению десятидневного срока, он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть возобновлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

В жалобе, как вариант, можно указать, что ваш автомобиль не создавал помех для движения, поскольку, проезжая часть имеет несколько полос в одном направлении, или машина была запаркована на обозначенном линиями горизонтальной разметки направляющем островке в местах разделения или слияния транспортных потоков, по которому движение транспортных средств, согласно правилам, запрещено.

При такой постановке вопроса, в действиях водителя безусловно имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ: "нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств", что влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере 0,5 МРОТ. Но самое главное, за такое нарушение законом не предусмотрено задержание транспортного средства.

Таким образом, получается, что инспектор ДПС, который составлял протокол о задержании транспортного средства, действовал незаконно, ведь автомобиль изначально не мог создать препятствий для движения транспортных средств там, где им ездить запрещено. Соответственно, в постановление по делу об административном правонарушении, инспектор не правильно применил правовую норму, выбрав часть 4 статьи 12.19 вместо части 1 этой же статьи КоАП РФ.

Отменив постановление по делу об административном правонарушении, появляется реальная возможность оспорить действия инспектора, оформившего протокол о задержании транспортного средства и вернуть потраченные денежные средства. Это лишь один пример того, как активные и юридически грамотные действия граждан могут способствовать позитивным изменениям в различных сферах общественной жизни и цивилизованным путем заблокировать антинародный произвол коррумпированных чиновников.

По наиболее сложным делам можно обратиться в Коллегию адвокатов "РОСАР", [1] специализирующуюся на этих вопросах, тел.: + 7 (905) 106-16-76, +7 (905) 550-73-95, +7 (495) 671-53-62, +7 (495) 671-53-72,  +7 (495) 671-53-73,  www.avto-advokat.ru  www.biznes-advokat.ru.

 

 

[1] В настоящее время правопреемником Коллегии адвокатов "РОСАР" является Московская коллегия адвокатов «РОСАР».

 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования