MKA "РОСАР"

Главная Сми, наши публикации Наши публикации

 

ДТП: НЕОТЛОЖНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВОДИТЕЛЯ

 

Опубликовано в журнале «АвтоПРОВОДНИК», зима-весна, 1999 г.[1]

Автор адвокат АХУНДЗЯНОВ С.С.

 

 

Для водителя является неожиданностью любое происшествие на дороге: столкновение, наезд... При этом человек испытывает потрясение, даже если он не виноват в случившемся. Не редки случаи, когда водители теряются, допускают несобранность, чувствуют подавленность. Также, не имея достаточного опыта, некоторые водители неправильно защищают себя и свои интересы. Более того, участники происшествия вступают в ненужные словесные перепалки, споры, доказывая свою правоту, теряют не только время, но и возможность объективного, законного разбирательства по делу. Используя законодательство и опыт, можно дать рекомендации участникам ДТП. Знание водителем своих обязанностей и прав поможет грамотно ими пользоваться защите, основа которой начинает формироваться на месте происшествия.

Правила дорожного движения четко определяют конкретные действия водителя после ДТП. Автомобиль должен быть остановлен, его нельзя передвигать с места. Необходимо включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) на расстоянии 15 метров от автомобиля в населенных пунктах и 30 метров за городом. Сразу на месте происшествия водитель обязан записать фамилии и адреса, телефоны очевидцев, а также свидетелей, которые могут быть и в других автомобилях, номера которых следует фиксировать. Если в Вашем автомобиле есть пассажиры, попросите их оказать Вам такую помощь.

Если имеются пострадавшие, надо принять все меры для оказания им доврачебной медицинской помощи. В автомобиле должна быть медицинская аптечка, укомплектованная пригодными для использования препаратами. Необходимо вызвать "Скорую медицинскую помощь", органы ГИБДД, используя все возможные способы (по телефону, через водителей других автомобилей, очевидцев, прохожих и т.д.).

В экстренных случаях пострадавшие направляются на попутном транспорте в ближайшее лечебное заведение. Если такой возможности нет, то пострадавшие доставляются участником ДТП на своем транспорте в медицинское учреждение. В больнице он сообщает свои данные, государственный номер автомобиля, предъявляет документы, удостоверяющие личность, и на автомобиль. После этого водитель обязан вернуться на место происшествия. Выполнив такие действия, водитель не будет обвинен  в оставлении  места дорожно-транспортного происшествия,   преступлении, предусмотренном ст. 265 УК РФ. [2]

Водители могут уехать с места происшествия еще и в случае, когда нет пострадавших и они согласны с оценкой обстоятельств происшествия. Предварительно ими составляется схема , производятся необходимые замеры. Схема должна быть ими подписана, по возможности и свидетелями, понятыми, очевидцами. Для оформления происшествия водители прибывают на ближайший пост ГИБДД. В случае невозможности организовать объезд места аварии и необходимости освободить проезжую часть до прибытия инспектора ДПС, или доставки на своем транспорте потерпевших в больницу, следует в присутствии понятых, свидетелей зафиксировать на схеме обстановку, положение автомобиля, пострадавших, следов и предметов, относящихся к делу.

Правильно составленный протокол и схема важны для дальнейшего разбирательства, в ходе которого может быть в последующем подтверждена невиновность водителя или утрачены важные доказательства виновности вашего оппонента.

Самостоятельно составляя эти документы, целесообразно использовать образцы, указанные в Инструкции по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (с изменениями от 26 декабря 1994 года, 15 апреля 1996 года), введенной в действие Приказом МВД РФ от 23 марта 1993 г. № 130. [3] Мы рекомендуем водителям иметь в своей машине образцы протокола и схемы (эти документы есть у всех инспекторов ДПС), а также рулетку или складной метр. Не лишними будут писчая и копировальная бумага, калька, карандаш и ручка. Это поможет Вам сделать копии необходимых документов, используя которые в последующем, специалист или адвокат даст Вам полезный совет. В соответствии со ст. 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях [4] и ст. 248 этого Кодекса [5] , водитель вправе знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью адвоката, а также выписывать из материалов важные данные.

Имея фотоаппарат или видеокамеру, следует сфотографировать место происшествия с четырех сторон, так как дорожная обстановка, следы могут измениться по многим причинам еще до прибытия инспектора ДПС. Прежде всего, требуется   зафиксировать   места   нахождения и транспортных средств.

Запрещается перемещать предметы, уничтожать следы, имеющие отношение к происшествию. Необходимо принять меры к их сохранности до прибытия инспектора ДПС (накрыть картоном, полиэтиленом, тканью, очертить мелом и т. д.).

Важным действием является определение непосредственного места столкновения, наезда. Их признаками служат осыпавшийся груз, грунт из под подкрылков автомобиля, разбитые стекла, в том числе фар, зеркал, фрагменты краски и другие предметы. Они должны быть "привязаны" относительно элементов улицы или дороги (обочины, тротуара, пешеходного перехода, остановок проезжей части, дорожных знаков и т.д.). Обязательно контролируйте от каких колес, задних или передних, сделаны измерения. При определении места столкновения или наезда тщательно проверяйте его отражение на схеме и связанные с этим измерения. Обычно это место указывается крестом, делается соответствующая запись и подтверждающие подписи участников ДТП. Оно может быть указано со слов участников, свидетелей, очевидцев ДТП. Если на месте происшествия не обнаружено место столкновения, наезда, то об этом делается соответствующая запись в протоколе и на схеме. Существенное значение имеют следы торможения, которые описываются в протоколе и на схеме.

Все линейные размеры определяются только с помощью рулетки или складного метра. Недопустимы измерения шагами, на "глазок" и т.д. При разбирательстве ДТП эти данные не будут иметь юридической силы.

Такие действия при осмотре места происшествия выполняет инспектор ДПС или сотрудник иных правоохранительных органов. В то же время участники ДТП не должны быть пассивными наблюдателями. Они обязаны принимать личное участие во всех замерах при составлении протокола и схемы ДТП.

Вы вправе требовать от инспектора ДПС фиксировать в протоколе все замечания по поводу следов, предметов и иных данных, имеющих значение для дела. В случае отказа с его стороны по тем или иным причинам, рекомендуем: в спокойном тоне сообщить инспектору ДПС, что Вы вынуждены будете, подписывая протокол, указать на эти обстоятельства и факты, которые в нем не отражены. А также предупредите, что будете обжаловать его действия. Практика показывает, что после таких пояснений инспектор ДПС добросовестно и подробно с Вашим участием описывает обстановку.

Вы также можете ходатайствовать о приобщении к протоколу осмотра ранее составленную вами схему, на которой расписались понятые свидетели и очевидцы. Копию такой схемы или второй экземпляр с подписями, а также данные с измерениями, внесенными в протокол и схему, целесообразно сохранить у себя.

Как правило, инспектор ДПС на место происшествия приезжает не сразу, поэтому у водителя есть время самому осмотреть поврежденные автомобили, составить предварительную опись повреждений. При таком осмотре не должно быть мелочей. Нормативно-правовые документы, которыми руководствуются при осмотре, не разделяют повреждения на существенные или малозначительные, они все подлежат описанию.

По возможности откройте капот и, если под ним имеются повреждения, то обязательно их зафиксируйте. В каждом автомобиле желательно иметь фонарь, при помощи которого можно осветить нижнюю часть автомобиля и при наличии дефектов их описать.

Обязательным требованием является присутствие понятых с момента начала осмотра места происшествия, автомобилей и до его окончания. Их данные, в том числе паспортные, вносятся в протокол (обязательно проверьте соответствие паспортных данных с записью в протоколе). При отсутствии паспорта сведения о них выписываются из водительского удостоверения или иного документа.

Все эти несложные, но, как показывает практика, важные действия необходимо знать и выполнять. Это поможет Вам защитить себя и отстоять свои права. При этом Вас могут подстерегать "подводные камни', "зубастые" адвокаты Вашего оппонента.

Многие водители, впервые став участниками ДТП, не имея необходимых знаний и опыта, совершают иной раз неправильные действия и поступки во вред своим интересам.

Чтобы правильно разобраться в ситуации, надо всегда помнить: чем быстрее Вы получите квалифицированную юридическую помощь, проконсультируетесь с адвокатом, тем меньше проблем Вам придется решать.

 

Если физическому или юридическому лицам  нужна квалифицированная юридическая помощь,  не теряйте время, звоните нам, и мы сможем  помочь.

Обращайтесь. Отсутствие квалифицированной юридической помощи по  уголовным  делам может повлечь негативные последствия.

Несправедливость судебного решения является  одним из оснований отмены или изменения приговора в кассационном или апелляционном  порядке.

Опытный адвокат по ДТП  после тщательного ознакомления с материалами уголовного дела, протоколом судебного заседания  и принятыми  судебными решениями составит   апелляционную, кассационную,  надзорную жалобу на приговор или иное решение суда. 

По наиболее сложным делам можно обратиться  в Московскую коллегию адвокатов «РОСАР», специализирующуюся на этих вопросах, тел.: +7 (495) 772-08-31, + 7 (926) 659-68-80, +7 (495) 671-53-72, +7 (495) 671-53-62, +7 (495) 671-53-73, www.avto-advokat.ru, www.biznes-advokat.ru.

 

 

[1] Материал подготовлен Юридической консультацией №8, правопреемником которой является Московская коллегия адвокатов «РОСАР».

[2] Утратила силу.

[3] Утратил силу.

[4] Утратила силу, в настоящее время применяется ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

[5] Утратила силу, в настоящее время применяется ст. 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования