Главная Сми, наши публикации Наши публикации

 

ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ОСТАНОВОК В ПУТИ…

 

Опубликовано в журнале «Автомагазин», январь 1999 г. [1]

Автор адвокат Малинин А.В.

               

 

 Наш журнал ведет рубрику "Автомобиль и закон", на страницах которого выступают адвокаты, юристы, сотрудники ГИБДД и другие специалисты, по ро­ду своей деятельности связанные с вопросами обеспечения безопасной эксплуатации автомобилей. Авторы дают комментарии, полезные советы, как поступать в той или иной ситуации.

 текст

Сегодня мы решили провести "круглый стол", на который пригласили членов Межрегиональной кол­легии адвокатов помощи предпринимателям и гражданам, в том числе: заведующего консультацией №7 Белыка Б.Н., адвоката Юридической консультации №8 "РОСАР" [2] Малинина А.В.  и директора автоэкспертной организации "Авто-Спектрум" Самусева В.И.

Итак, слово нашим гостям...

Белык Б.Н. Автолюбители за помощью к адвокатам обращаются нечасто. Как правило, это решение вопросов, связанных с таможенным оформлением в соответствующих органах, урегулирование проблем при приобретении, как говорят, "нечистого" автомобиля, при конфликтных ситуациях с сотрудниками ГИБДД. И, конечно, при возникновении дорож­но-транспортных происшествий, привлечении водителей к уголовной, административной ответственности, при решении вопросов о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненного автопроисшествием.

К сожалению, автолюбители при возникновении "проблемы" на дороге не знают действующего законода­тельства, особенно процессуальных правовых норм, не готовы правильно с юридической точки зрения защитить свои права. Мой коллега адвокат Малинин А.В., представитель Юри­дической консультации №8 "РОСАР", являющейся одним из инициаторов создания специальной программы "АВТО-АДВОКАТ", может подтвердить мои слова.

Малинин А.В. Обращения к нам как потерпевших, так  виновных в автопроисшествии граждан позволяют сделать вывод о том, что большинство из них не знают своих прав и обязан­ностей после ДТП, неправильно ведет себя, допускают утрату важных до­казательств своей правоты, невинов­ности.

В связи с этим, реализуя программу "АВТО-АДВОКАТ", мы планируем организовать проведение специальных занятий с автолюбителями по вопросам прав и обязанностей води­теля после ДТП, участия водителя в осмотре места происшествия и составлении протокола, прав и обязанностей инспектора ГИБДД во время осмотра места происшествия, собира­нии доказательств, ходатайства и обжалования решений по делу, вопросам, связанным с возмещением материального ущерба и компенсации мо­рального вреда. Отдельная тема осмотр и оценка аварийного автомобиля.

Как и мой коллега Белык Б.Н., не боюсь показаться навязчивым и по­вториться еще раз, водители должны знать свои права и обязанности.

Например, правила дорожного движения четко обязывают водителя в случае дорожно-транспортного про­исшествия остановиться, включить аварийную сигнализацию, не трогаться с места, выставить знак аварийной остановки, причем именно на тех расстояниях, на которых обязывают правила. Принять меры к вызо­ву на место происшествия сотрудников ГИБДД и до их прибытия сохра­нить дорожную обстановку. В случае необходимости оказать врачебную помощь, если имеются пострадавшие.

Водитель не должен тратить время и нервы на выяснение своей правоты с другим участником происшествия, постараться записать как можно больше свидетелей и очевидцев данной аварии, зафиксировать их фамилии и адреса, четко записать но­мера автомобилей, данные не только водителей, но и пассажиров, их адреса и телефоны для того, чтобы в по­следующем иметь возможность доказать свою правоту. Никогда нельзя уезжать с места аварии без надлежа­щего оформления инспектором ГИБДД соответствующих докумен­тов. Даже при условии, что виновник аварии написал Вам расписку, отдал свои документы и пообещал без ин­спектора оплатить все Ваши матери­альные претензии. Наша практика знает немало случаев, когда доверчи­вые водители "шли на поводу" у ви­новной стороны, не вызывали инспек­тора ГИБДД, а верили обещаниям и тем самым наказывали себя.

Приведу всего лишь один пример. После аварии виновная сторона предложила потерпевшему быстро отбук­сировать его автомобиль в рядом стоящий автосервис, где есть хорошие знакомые, которые помогут, достаточно быстро и дешево, но с хорошим качеством починят автомобиль. Потерпевший согласился, автомобиль, был доставлен сразу в автосервис, где в присутствии обеих сторон на авто­мобиль была составлена калькуляция ремонтных работ. Причем, с потер­певшего сотрудники автосервиса не потребовали каких-либо материаль­ных средств на ремонт и на запчасти. Спустя неделю ему позвонили из ав­тосервиса и попросили привезти де­тали и оплатить всю работу, т.к. в пер­вый день была оплачена только стои мость составления калькуляции ре­монта и снятие с автомобиля повреж­денных деталей. Виновник аварии в свою очередь стал отказываться воз­мещать ущерб, заявив, что он прокон­сультировался со специалистами и теперь не считает себя виновным в аварии. Как адвокат, могу пояснить, в такой ситуации у потерпевшего мало шансов, используя свое право, до­биться справедливого решения в свою пользу.

Автоэксперт Самусев В.И. Наша организация специализируется на оказании услуг автолюбителям по оценке стоимости ремонта, восста­новления поврежденного автомобиля. Если Ваш автомобиль попал в ава­рийную ситуацию на дороге и полу­чил повреждения, это всегда очень неприятное обстоятельство, приводя­щее владельца автомобиля, особенно в первое время после аварии, если не в шоковое, то в сильное стрессовое со­стояние. И мне как директору фирмы по оценке автотранспорта "Авто-Спе­ктрум", имеющему многолетний и в то же время каждодневный опыт оп­ределения величины повреждения и материального ущерба от аварии, хо­чется дать водителям несколько сове­тов и примеров, как надо себя вести, если Вы попали в аварию, от момента приезда сотрудника ГИБДД до реше­ния Вашего иска в судебном порядке.

Довольно часто пострадавший, на­ходясь в сильном эмоциональном воз­буждении, ведет себя на месте проис­шествия несобранно, не обращает внимание на мелочи при составлении 'протокола ГИБДД.

Например, при составлении акта осмотра наши эксперты замечают, что такие повреждения, как трещины на оптике, ветровом и заднем стек­лах,небольшие вмятины и деформа­ция отдельных частей кузова, цара­пины и т.д., не указаны в справке ГИБДД о наличии повреждений. Дан­ные факты всегда являются причи­ной эмоциональных споров между от­ветчиком и пострадавшим: включать или не включать данные поврежде­ния в акт осмотра и, как правило, дан­ные повреждения не включаются в акт осмотра и по ним не определяется величина ущерба. Будьте вниматель­ны при составлении справки ГИБДД, особенно в темное время суток или при плохом освещении. Участвуйте во всех замерах и описаниях мест по­вреждений. Часто потерпевший хочет решить вопрос о возмещении ущерба как можно быстрее, и пытается дого­вориться с ответчиком о возмещении ущерба без составления калькуляции стоимости ремонта. Однако жизнь по­казывает, что такая договоренность часто приводит к тому, что постра­давший вообще не получает материальной компенсации. Об этом уже го­ворилось выше. Составление калькуляции стои­мости ремЪнта просто необходимо, потому что только после составления акта осмотра с автоэкспертом, фото­графирования повреждений автомо­биля можно приступать к ремонту ав­томобиля. Все обещания ответчика, что Вашу машину быстро отремонти­руют на знакомом сервисе и все мате­риальные споры решаться "полюбов­но", как правило, остаются словами. Как только к Вашей машине приме­нены ремонтные воздействия, без вы­зова эксперта и описания поврежде­ний, о материальном возмещении мо­жете забыть и надеяться только на порядочность ответчика.

Главный редактор журнала "Автомагазин" Пузырев Б.Н. Как определить, где можно провести пра­вильно осмотр и оценку аварийного автомобиля?

Автоэксперт Самусев В.И. Сей­час на рынке оценки автотранспорта много разных фирм, рекламирующих себя как специалистов. Очень важно выбрать правильно фирму, специа­лизирующуюся на оценке автотранс­порта. При вызове эксперта на осмотр проверьте, имеет ли организация сер­тификат соответствия. Данный доку­мент подтверждает, что фирма рабо­тает по утвержденным документам. Эксперт-оценщик должен иметь именную соответствующую квали­фикацию.

Являясь одним из участников про­граммы "АВТО-АДВОКАТ", мы не раз встречались с фирмами по оценке автотранспорта, где специалисты не имеют именной специальной квали­фикации, а просто окончили автомо­бильный факультет, ВУЗ или учебное заведение, связанное с автомобиль­ным транспортом. При этом такой специалист проводит Акт осмотра аварийного автомобиля, составляет заключение и калькуляцию. Вместо документов, подтверждающих над­лежащую квалификацию, оценщик прикладыврет документ специалиста по оценке бизнеса и удостоверение члена Московского общества оценщи­ков. Впоследствии при рассмотрении дела в суде такие документы при на­личии грамотной защиты могут быть признаны недействительными со все ми вытекающими для потерпевшего негативными последствиями.

При авариях с сильными повреж­дениями большое значение для пол­ноты определения ущерба является определение скрытых дефектов от столкновения. Нередко стоимость ре­монта по устранению скрытых де­фектов выливается в большие суммы, особенно для иномарок. Заключение автосервиса о наличии скрытых де­фектов в присутствии ответчика поз­воляет составить дополнительную калькуляцию на ремонт.

Хочу предупредить Вас, что автосервис должен иметь соответствующую лицензию и сертифицированное оборудование. Бывают случаи, когда для составления калькуляции на скрытые дефекты приносят заключение с копией лицензии автосервиса на транспортные или иные услуги, что не дает право оценочной фирме со­ставлять дополнительную калькуляцию.

Обратите внимание, что все по­вреждения, определенные специали­стами автосервиса, должны относить­ся к данной аварии. При составлении акта осмотра необходимо присутст­вие ответчика или его представителя с надлежащим образом правильно оформленной доверенностью.

Белык Б.Н. За последние годы нормы права перестали быть доку­ментами "за семью печатями". Сейчас выходит много полезных публикаций, в том числе и на страницах Вашего журнала, где подробно разъясняются многие тонкости, даются конкретные комментарии для автолюбителей, участников дорожно-транспортных и иных происшествий. Но наш автолю­битель иной раз думает, что все реко­мендации написаны не для него, что его та или иная ситуация не коснется. Часто клиенты стремятся сами "решить" свои вопросы. Хотя, нарушитель, в соответствии со ст.247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях,[3] с момента составления Протокола имеет право пользоваться юридической помощью адвоката, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представ­лять доказательства, заявлять хода­тайства, обжаловать решение по делу.

Наша практика показывает, чем быстрее клиент обратится к нам, тем квалифицированнее и успешнее бу­дет организована его защита. Имеющийся опыт адвокатского представительства убеждает в том, что появление адвоката в деле обязывает сотрудников ГИБДД и таможни рассматривать вопрос в соответствии с зако­нодательством и по существу, не допускать превышения своих полномочий или злоупотреблений властью.

Большинство выигранных нами дел основано как раз не на том, что наших клиентов привлекали к ответ­ственности незаслуженно, а потом, что в ходе обнаружения и регистрации правонарушения, при собирании доказательств их вины и отражения этого в документах, не соблюдались требования закона, игнорировались права привлекаемых к ответственности лиц. Правильный выбор тактики и стратегии защиты, решение в судеб­ных органах вопроса о признании до­казательств, добытых с нарушением закона, не имеющих юридической силы - вот важные способы защиты ад­вокатом интересов своего клиента.

Главный редактор журнала "Автомагазин" Пузырев Б.Н. Я хочу поблагодарить гостей нашего "круглого стола", выразить надежду, что подобные встречи у нас в редакции будут периодически проводиться, и будет расширяться круг привлекаемых специалистов. Полагаю, что наша встреча была полезной. Также надеюсь, что каждый выступающий, имея большой практический опыт и зна­ния, еще не раз ими поделится с нашими читателями, ответит на их вопросы. Страницы нашего журнала открыты для Ваших публикаций и материалов.

Хочется верить, что читатели журнала подскажут интересные, волнующие их темы и вопросы, при­мут участие в работе "круглых столов". Ждем Ваших писем.

 

 

Неправильное применение уголовного закона является  одним из оснований отмены или изменения приговора в кассационном  или апелляционном порядке. Если  гражданин  получил  решение суда,  с которым он не согласен, обращайтесь к нам, и мы постараемся  помочь.

Осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, частный обвинитель, их законный представителям и представитель, а также иные лица в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы,  имеют право  на подачу  апелляционной, кассационной и надзорной жалобы  на  судебное  решение.

Апелляционная, кассационная,  надзорная  жалоба на приговор или иное  судебное решение подается опытным адвокатом по ДТП, как правило, после тщательного ознакомления с материалами уголовного дела, протоколом судебного заседания  и принятыми  судебными решениями.

По наиболее сложным делам можно обратиться  в Московскую коллегию адвокатов «РОСАР», специализирующуюся на этих вопросах, тел.: +7 (495) 671-53-72,  +7 (495) 671-53-62, +7 (495) 671-53-73, + 7 (926) 659-68-80.

 www.avto-advokat.ru, www.biznes-advokat.ru.

 


[1] Материал подготовлен Юридической консультацией №8, правопреемником которой является Московская коллегия адвокатов «РОСАР».

[2] В настоящее время правопреемником Юридической консультацией №8 "РОСАР" является Московская коллегия адвокатов «РОСАР».

[3] Утратила силу, в настоящее время применяется ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования