Главная Сми, наши публикации

 

Я НЕ Я, И ЛОШАДЬ НЕ МОЯ

 

Опубликовано в газете «За рулем», ноябрь 1999 г.

Автор ЛЕОНТЬЕВ Д.

 

 

В Мосгорсуде слушалось дело: такси, принадлежащее фирме "Автолайн", разбило частную "Ауди". Фирма отказалась возместить убытки потерпевшему. Позиция "Автолайна": таксист виноват - пусть и платит. В концеконцов, не все ли равно потерпевшему, с кого брать деньги?

Может, и так. Но адвокат владельца "Ауди" выяснил: водитель такси ничего, кроме старого дома (где проживает куча родственников и на который по суду взыскание не наложишь), не имеет. А после аварии потерял и работу, отчего беспробудно пьет. Вот и получи с него...

"Автолайн" же занял против желающих возместить ущерб глубокую оборону, водитель, поступая на работу, заключает договор аренды автомобиля. Теперь он уже не таксист, а частный предприниматель, который арендовал технику для своих нужд. Причем в договоре предусмотрено, что все расходы по возмещению ущерба - исключительно на его плечах. Этот не хитрый ход уже помог "Автолайну" выиграть не один десяток дел с потерпевшими в авариях жителями столицы!

Однако в этот раз фирма наткнулась на дотошных адвокатов Сергея Ахундзянова и Алексея Корнева из Юридической консультации №8 "РОСАР". [1] Адвокаты подняли транспортное законодательство и обнаружили в схеме "Автолайна" большие пробелы. Прежде всего - индивидуальные предприниматели (за которых фирмачи пытаются выдать своих таксистов) обязаны иметь лицензию Московской транспортной инспекции. Что на это ответил "Автолайн"? "Мы просто даем им машины, а лицензия - это их проблема", - сказал на суде представитель фирмы, недвусмысленно "подставив" всех своих работников. Защитники потерпевшего покопались и в трудовом законодательстве. Выяснилось; что договор аренды "Автолайна" - филькина грамота, по сути лишь видимость такового, прикрытие обычного трудового договора. У водителей такси фиксированный рабочий день, перед выходом на линию и после работы - медобследование, путевые листы установленной формы, за техническим состоянием машин следят механики фирмы и за ее же счет все неисправности устраняют. В общем, арендой здесь не пахнет. Кстати, судья поинтересовался у адвоката 'Автолайна": "Почему ваш врач ежедневно обследует таксистов перед выездом?" "Они сами-то себя не проверят. К тому же многие злоупотребляют..." - прозвучал ответ. Вот здорово: выходит, по Москве перевозят пассажиров таксисты; "под мухой", без лицензий, которые к тому же ни за что не отвечают? Страшновато!

Пострадавший дело выиграл. Теперь часть таксопарка "Автолайну" придется продать, чтобы возместить ущерб.

В заключение, может быть, самое главное: по такой же "интересной" схеме работает не один десяток муниципальных таксопарков столицы и частных перевозочных фирм. А сколько таких по России! Господа предприниматели, не проще ли застраховать с свою гражданскую ответственность? Ведь после прецедента, о котором мы поведали, уйти от ответственности будет ох как трудно.


 

[1] В настоящее время правопреемником Юридической консультации №8 "РОСАР" является Московская коллегия адвокатов «РОСАР».