Главная Сми, наши публикации Наши публикации

                      

  НОВОСТИ В ТРАНСПОРТНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

 

Опубликовано в журнале «АвтоРеклама», май 2008 г.

Автор МУРАШОВ А.Л.

 

 

  

      13 мая 2008 года вступает в силу «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ). Данный устав принят с целью замены действующего в настоящее время, но морально устаревшего «Устава автомобильного транспорта РСФСР», принятого и утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР  в далеком 1969 году.

      Необходимость принятия нового Устава связана с реформированием экономики страны. Новые экономические отношения потребовали иного правового регулирования в отношениях между хозяйствующими субъектами.  Изменилась экономические основы общества, возникло многообразие форм собственности и производственных отношений. Устав от 1969 года уже не соответствовал реалиям времени и являлся препятствием в развитии и совершенствовании отношений в сфере автомобильного транспорта.

     В условиях реформирования российской экономики на рынок вошли тысячи представителей малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Централизованный контроль за их действиями отсутствовал, подавляющее большинство владельцев пассажирского, грузового, легкового транспорта работали в сфере теневого бизнеса. Конкурентные преимущества малого бизнеса перед средними и крупными автопредприятиями создали условия для разорения крупных перевозчиков, однако при этом мелкий бизнес не мог содействовать и не хотел создания нормальных правовых отношений, создания современной нормативно-правовой базы.

      Сложившаяся в середине 90-х годов положение дел в транспорте ослабило вертикаль государственного регулирования, не позволяло создавать систему властных полномочий, материальная ответственность за допускаемые нарушения, в соотношении к выгоде, была минимальна.

       В отличие от Устава автомобильного транспорта РСФСР  Закон значительно расширяет полномочия сторон регулировать свои правоотношения на основе  заключаемых договоров, способствует  развитию конкуренции среди организаций, занятых в этой сфере деятельности.

       Как отраслевой нормативный документ Устав впервые определяет понятия «грузоотправитель», «грузополучатель», «перевозчик», «фрахтовщик», «груз», «скоропортящийся груз», «груз нетоварного характера».

       В Законе определены права, обязанности и ответственность перевозчиков, грузополучателей, грузоотправителей, пассажиров и владельцев объектов транспортной инфраструктуры, порядок регулирования отношений, возникающих в процессе перевозок автомобильным и городским наземным транспортом.

        Новизна принятого Устава обусловлена тем, что при рыночном хозяйстве повышаются требования потребителей к качеству используемой продукции. Это относится и к транспортным услугам, так как повышение их качества позволяет, в конечном итоге, увеличить эффективность производства и соответственно доходы транспортных предприятий и всей экономики страны в целом .

        По мнению законодателей, Закон поможет расширить экономические связи, увеличить объемы и повысить качество транспортных услуг, предоставляемых организациями и индивидуальными предпринимателями.

                                     

                Новое в перевозках грузов

     При осуществлении перевозок грузов Закон устанавливает порядок заключения договора перевозки груза, предъявления и приема, погрузки и выгрузки груза, его выдачи и хранения. Основные отличия установленного Законом порядка осуществления указанных операций от порядка, установленного Постановлением, заключаются в следующем.

Закон установил срок, в течение которого грузоотправитель обязан сообщить о переадресовке скоропортящегося груза, перевозимого в междугородном сообщении, который перевозчик по независящим от него причинам не смог выдать грузополучателю. Этот срок установлен в четыре дня, со дня получения грузоотправителем запроса перевозчика. Реализовать не выданный груз, с последующим перечислением вырученных средств грузоотправителю или грузополучателю, в соответствии с Законом перевозчик может только по истечении указанного срока (п. 6 ст. 15 Закона; п. 72 Постановления).

Постановлением установлена возможность приглашения экспертов для определения размера фактической недостачи, порчи или повреждения груза, перевозчиком по своей инициативе или по требованию грузополучателя.

Законом установлено, что экспертов может пригласить и непосредственно грузополучатель, и что сторона, пригласившая экспертов, обязана уведомить об этом другую сторону в письменной форме, если иная форма уведомления не предусмотрена договором; без такого уведомления результаты экспертизы являются недействительными. Расходы, связанные с проведением экспертизы, оплачиваются лицом, заказавшим экспертизу, с последующим отнесением расходов на лицо, виновное в недостаче, повреждении или порче груза (п. 15 ст. 15 Закона; п. 68 Постановления).

Предельный срок хранения доставленного груза на складе перевозчика в соответствии с Постановлением составляет 30 суток, и по истечении этого срока груз подлежит реализации. Закон установил, что договором перевозки груза может быть установлен иной предельный срок хранения груза перевозчиком, а по его истечении перевозчик обязан запросить грузоотправителя по поводу указаний относительно груза. Если грузоотправитель не даст указаний относительно груза в течение четырех суток после получения запроса, перевозчик вправе возвратить груз грузоотправителю за счет последнего или реализовать груз, возвратив грузоотправителю вырученные средства, за вычетом причитающихся перевозчику платежей (п. п. 2, 3, 4 ст. 16 Закона; п. 71 Постановления). Законом предусмотрено, что выдача груза перевозчиком в пункте назначения должна осуществляться с обязательной проверкой массы, состояния груза, количества грузовых мест, если груз был доставлен в крытом транспортном средстве, контейнере, принятом для перевозки без пломб.

                                        Новое в перевозках пассажиров и багажа

Впервые Закон определяет виды перевозок пассажиров и багажа (регулярные, по заказам и легковыми такси). Устанавливает порядок заключения договора перевозки пассажира - удостоверяемого билетом, сдачи багажа - багажной квитанцией, провоза ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади, порядок провоза детей, порядок хранения багажа, а также порядок возврата пассажиру всей или части платы за проезд.

  Введена новая норма, что пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше двенадцати лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем пятьдесят процентов провозной платы, в случаях, если в установленном порядке перевозка детей в данном транспортном средстве без предоставления им отдельных мест для сидения запрещена (п. 2 ст. 21 Закона; п. 81 Постановления).

Сумму, вырученную перевозчиком при реализации невостребованного пассажиром в течение тридцати суток багажа, предъявитель багажной квитанции имеет право получить в течение срока исковой давности, который по требованиям, вытекающим из договоров перевозок, в соответствии с Законом составляет один год со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска. В соответствии с Постановлением срок, в течение которого предъявитель багажной квитанции имеет право получить сумму, вырученную при реализации багажа, составляет шесть месяцев с момента реализации багажа (п. 11 ст. 22, ст. 42 Закона; п. 89 Правил).

При прекращении поездки в междугородном сообщении вследствие болезни или несчастного случая, пассажир имеет право получить стоимость проезда за непроследованное расстояние при невозможности продолжения им поездки в связи с любыми "не зависящими от перевозчика причинами" (подп. 3 п. 1 ст. 23 Закона).

Введены новые нормы регулирующие порядок перевозки пассажиров и багажа по заказам. В соответствии с нормами этой главы перевозка пассажиров и багажа может осуществляться транспортным средством, предоставленным физическому или юридическому лицу на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме. Договор фрахтования может заключаться для осуществления как систематических, так и разовых перевозок; в последнем случае он заключается в форме заказа-наряда (п. 21 ст. 2, гл. 4 Закона).

                               Новое в ответственности по договорам перевозки

Установлены штрафные  санкции за нарушения договоров перевозки. Так, например, за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает грузополучателю штраф в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, а за просрочку доставки багажа - в размере трех процентов (этот штраф уплачивается получателю багажа). Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза или багажа не должна превышать размер провозной платы.

Грузоотправители или грузополучатели уплачивают штраф,  за задержку транспортных средств, поданных под погрузку или выгрузку. Штраф, уплачиваемый за каждую минуту простоя автомобиля, представляет собой твердую сумму, зависящую от грузоподъемности автомобиля. Размер штрафа за простой транспортного средства за каждый полный час задержки устанавливается в договоре перевозки груза, а если в договоре размер штрафа не установлен, то он уплачивается в размере пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении, и в размере одного процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки (п. 4 ст. 35 Закона;).

     Установлена ответственность перевозчика за задержку отправления транспортного средства, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.  Так же введены санкции и за прибытие пассажирского транспортного средства с опозданием в пункт назначения более чем на час - перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда и не позднее чем в течение десяти дней после дня предъявления пассажиром соответст требования. Течение этого срока приостанавливается в случае обращения в суд. Пассажир также вправе потребовать от перевозчика возмещения убытков, причиненных ему в связи с задержкой отправления или прибытием с опозданием транспортного средства в пункт назначения (п. 13 ст. 34 Закона).

Законом  изменены сроки предъявления и рассмотрения претензий. Претензии к перевозчику могут быть предъявлены в течение шести месяцев, а претензии об уплате штрафов - в течение 45 дней.  На рассмотрение претензий, возникших из перевозок в автомобильном сообщении установлен срок - 3 месяца, претензий, возникших из перевозок в прямом смешанном сообщении (которые не регулируются Законом), - 6 месяцев, претензий об уплате штрафов - 45 дней (п. п. 163, 164 Постановления).

Претензии к перевозчикам и фрахтовщикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности.

  Автомобильный транспорт широко используется во всех областях экономики, он тесно связан со всеми элементами производства. Разработка и принятие нового транспортного Устава, регулирующего ныне существующие правовые и экономические отношения, позволит увеличить объем транспортных услуг, снизить транспортные издержки, а соответственно и цены выпускаемой продукции.

Кроме того, принятие Устава автомобильного транспорта, наряду с уже действующими Уставами Воздушного, Водного, Железнодорожного транспортов позволит в будущем реформировать все транспортное законодательство, даст возможность законодателям подготовить единый Транспортный кодекс Российской Федерации.

 

По наиболее сложным вопросам можно обратиться к адвокатам по ДТП в  Московскую Коллегию адвокатов "РОСАР", участникам программы "Автоадвокат":  тел. + 7 (495) 798-77-59, + 7 (926) 659-68-80,+ 7 (495) 671-53-72. www.avto-advokat.ru, www.biznes-advokat.ru 

 

Участник программы «АВТО-АДВОКАТ» МУРАШОВ А.Л.

 

 

 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования