Главная Сми, наши публикации Наши публикации

 

ДТП: ОСМОТР ПОВРЕЖДЕННОГО АВТОМОБИЛЯ

 

Опубликовано в журнале «АВТОМАГАЗИН», выпуск 3, 1999г.

Автор адвокат АХУНДЗЯНОВ С.С.

 

 

Наш журнал продолжает рассказывать о работе участников специальной программы «Авто-Адвокат». В предыдущем номере мы освещали вопрос, касающийся составления Протокола осмотра места происшествия. Сегодня речь пойдет об осмотре и проверке тех­нического состояния транспорт­ных средств. На Ваши вопросы отвечают:

Директор автоэкспертной орга­низации "Авто-Спектрум» САМУСЕВ В.И. и адвокат Юридической консультации №8 «РОСАР» Межрегиональной коллегии адвокатов помощи предпринимателям и гражданам АХУНДЗЯНОВ С.С.

Осмотр и проверка технического состояния транспортных средств является важным этапом расследования, поскольку без этого невозможно решение любых вопросов по анализу ДТП. Такая проверка производится работниками ГИБДД и от­ражается в Протоколе осмотра. При этом в нем отражаются внешние повреждения автомобиля, установленные при его наружном осмотре.

Автоэксперт САМУСЕВ В. И. При описании на месте происшествия повреждений Вашего автомобиля инспектором ГИБДД не будь сторонним наблюдателем. Требуйте, чтобы в документах были записаны все повреждения, в том числе трещины на стеклах, фарах, далее небольшие деформации частей кузова. Часто между истцами и ответчиками возникают споры по поводу трещин на фарах, стеклах на автомобилях иностранного производства, замена которых достаточно дорого стоит. Настаивайте, чтобы осмотрели автомобиль снизу и указа­ли имеющиеся повреждения. И всегда требуйте, чтобы при описании повреждений инспектор ГИБДД указывал, что возможны и другие скрытые дефекты.

Обычно на место происшествия инспектор ГИБДД приезжает не сразу. Поэтому у Вас есть время самому осмотреть и составить предварительную опись повреждений, на которой могут расписаться очевидцы, свидетели. При этом не должно быть мелочей. Вам потом придется обосновывать для взыскания свои расходы с виновной стороны и эту работу надо начинать с момента аварии.

По возможности откройте капот и, если есть под ним повреждения, то тоже их зафиксируйте. В каждом автомобиле желательно иметь фонарь, которым можно осветить нижнюю часть автомобиля и при наличии дефектов, описать и их. Если инспектор ГИБДД будет отказываться вписывать все указанные Вами повреждения в Протокол осмотра, заявляя, что он описывает только значительные, существенные повреждения, не соглашайтесь с ним и настаивайте на своем. Нормативно-правовые документы, которыми руководствуются при осмотре, не разделяют повреждения на существенные или на малозначительные, они все подлежат описанию.

 АХУНДЗЯНОВ   С.С. Надо сказать, что в соответствии с требованиями действующего законодательства, инспектор ГИБДД или иной представитель правоохранительных органов, производящий осмотр места дорожно-транспорт­ного происшествия, перед его началом обязан разъяснить всем участвующим в осмотре лицам право присутствовать при всех его действиях и делать заявления по поводу этих действий, подлежащие внесе­нию в Протокол. В нем имеется раздел по осмотру транспортных средств, в котором достаточно места для записей. При этом лицо, его составляющее, обязано указать внешние повреждения, их точное расположение на каждом транспортном средстве, направление, размеры и характер.

В конце Протокола делается запись о наличии заявлений и замечаний лиц, в том числе водителей, участвовавших в осмотре, по поводу осмотра, составления Протокола и схемы, а также неисправностях транс­портного средства.

Также необходимо принимать личное участие во всех замерах при составлении схемы ДТП, проверяйте до каких колес, передних или задних, замерены следы.

Я полностью поддерживаю мысль моего коллеги автоэксперта САМУСЕВА В.И. о том, что водитель аварийного автомобили на месте дорожно-транспортного происшествия не "статист", а лицо имеющее процессуальные права и должен принять все законные меры к тому, чтобы были выявлены в ходе осмотра все повреждения на автомобиле и описаны в Протоколе.

Когда по тем или иным причинам инспектор ГИБДД отказывается делать подробную опись повреждений, надо ему разъяснить о том, что Вы знаете свои права и не позволите их ущемлять. Также Вам известны его обязанности по фиксации повреждений.

При этом в спокойном тоне необходимо предупредить инспектора ГИБДД, что Вы вынуждены будете, подписывая Протокол, указать на эти обстоятельства, будете обжаловать его действия.

Вы также можете ходатайствовать о приобщении к Протоколу осмотра ранее составленную Вами опись повреждений (желательно, чтобы на ней расписались так же и понятые, и очевидцы).

Практика показывает, что после таких пояснений инспектор ГИБДД добросовестно и подробно с Вашим участием опишет все повреждения.

Как юрист, постоянно работающий по автопроисшествиям, хочу дать еще один совет водителям: чем быстрее Вы получите квалифицированную юридическую помощь, проконсультируетесь с адвокатом, тем меньше вопросов и проблем Вам придется решать. Многие водители впервые став участником ДТП и не имея необходимых знаний и опыта, совершают иной раз неправильные действия и поступки во вред своим интересам.

Автоэксперт САМУСЕВ В.И. Говоря о тщательном описании повреждений автомобиля на месте аварии, надо учитывать и то обстоятельство, что до момента составления Акта осмотра с участием авто эксперта проходит значительное время. Для проведения такого осмотра потерпевший должен иметь соответствующую Справку органа ГИБДД о повреждениях участвовавшего в ДТП транспортного средства, данные о которых выписываются из Протокола осмотра аварийного автомобиля на месте происшествия.

Потерпевший может ходатайствовать перед органами ГИБДД о предоставлении ему справки с указанием всех повреждений из Протокола осмотра. Эта Справка выдается после установления виновного лица в аварии и в ней указываются егоданные. Такое требование содержится в руководящих документах НАМИ РД 37.009.015-98, которыми должны руководствоваться в своей работе инженеры-автоэксперты.

К сожалению, иногда выяснение обстоятельств аварии, определение виновной стороны затягивается не на один месяц. Участники ДТП, не соглашаясь с выводами разбирательства, могут в законном порядке обжаловать принятые решения.

За это время с аварийным автомобилем могут произойти иной раз неконтролируемые автовладельцем происшествия, он может сгореть, его могут похитить, разобрать на запчасти (при ненадлежащим образом обеспеченном хранении) и т.д.

Главный редактор журнала "АВТОМАГАЗИН"   Б.   ПУЗЫРЕВ.

Как правило, в Справках органов ГИБДД о повреждениях транспоного средства указывается, что они не является основанием для определения суммы материального ущерба. Почему автоэксперт и адвокат так настаивают на тщательной фиксации повреждений при первичном осмотре автомобиля ?

Автоэксперт   САМУСЕВ   В.И.

Наша практика подтверждает, чем подробнее составлено описание повреждений во время первичного осмотра автомобиля, тем меньше возникает споров, проблем у сторон, не затягивается процесс возмещения материального ущерба и имеются объективные документы, фиксирующие повреждения.

Иногда ответчики при осмотре автомобиля оценщиком инженером-автоэкспертом могут заявить, что они не признают "новых" повреждений, которые не указаны в документах инспектора ГИБДД и могли образоваться уже после аварии. Например, при транспортировке автомобиля, при его погрузке и разгрузке, во время хранения...

Вспоминается случай, когда на аварийный автомобиль, который не был еще осмотрен автоэкспертом, во время известного урагана летом 1998 года упал большой тополь. Возникли большие сложности при определении причинной связи имеющихся повреждений от аварии и падения дерева, не говоря уже О причинах возникновения скрытых дефектов.

Рассказывая про этот случай, не могу еще не сказать и о том, что опытные адвокаты, такие как в Юридической консультации № 8 "РОСАР", всегда помогут решить вопрос о возмещении материального ущерба и морального вреда в полном объеме.

Адвокат АХУНДЗЯНОВ С.С. Как адвокат я не могу утверждать, что при рассмотрении в порядке гражданского судопроизводства вопроса о возмещении ущерба суд будет на стороне истца, если ответчик будет оспаривать "новые" внешние повреждениях автомобиля, которые не были указаны при первичном осмотре и с наличием которых он письменно не согласился по тем или иным причинам еще в ходе составления Акта осмотра с участием автоэксперта.

Надлежащим образом составленный Протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия является доказательством по гражданскому делу. Инспектор ГИБДД, понятые и другие участники осмотра могут на суде дать важные свидетельские показания о повреждениях автомобиля, имеющие значение для правильного разрешения дела.

 

     По наиболее сложным делам можно обратиться  в Московскую коллегию адвокатов «РОСАР», специализирующуюся на этих вопросах, тел.: +7 (495) 772-08-31, + 7 (926) 659-68-80, +7 (495) 671-53-62, +7 (495) 671-53-72, +7 (495) 671-53-73, www.avto-advokat.ru, www.biznes-advokat.ru.

 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования