ДТП: СОСТАВЛЕНИЕ ПРОТОКОЛА ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ
Опубликовано в журнале «Автомагазин», февраль, 1999 г. Автор адвокат А.В. МАЛИНИН
Многочисленные отклики на статью в 1-ом выпуске журнала за 1999 год говорят о том, что вопросы, поднятые за "круглым столом", очень актуальны и наши читатели интересуются подробностями составления Протокола осмотра места происшествия, Акта осмотра поврежденного автомобиля и определения величины его ущерба. Сегодня на страницах журнала на Ваши вопросы отвечает адвокат Юридической консультацией №8 "РОСАР" [i]МАЛИНИН А.В. Как правильно должен поступать водитель аварийного автомобиля после ДТП?
Осмотр места происшествия - это первоначальное и неотложное действие, которое обязательно проводится на месте происшествия в целях выяснения характера происшедшего. Во время осмотра происходит фиксация следов происшествия, положение транспортных средств и пострадавших, проводится осмотр транспорта и проверка его технического состояния в целом и отдельных механизмов. Осмотр надо проводить незамедлительно, т.к. место происшествия подвергается различным воздействиям (поток транспорта, пешеходов, атмосферные условия и т.п.), что может привести к уничтожению следов, изменению обстановки. Поэтому необходимо принять меры для их сохранения до прибытия представителей ГИБДД. Правильно составленный Протокол осмотра позволит объективно установить виновное лицо в происшествии, предупредит в будущем возможные варианты принятия несправедливых решений по делу. Я считаю, что каждый водитель перед тем как сесть за руль обязан знать, как правильно составляется Протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия, и хочу обратить Ваше внимание на некоторые на первый взгляд незначительные детали, которые часто опускаются при осмотре, что в последствии зачастую приводит к существенному усложнению восстановления картины происшествия. Водителю необходимо принимать личное участие во всех замерах при составлении схемы ДТП, проверять, до каких колес, передних или задних, замерены следы.
При этом в составляемых документах
инспектором ГИБДД должны найти полное отражение все характеристики проезжей
части, в том числе наличие дорожных знаков, светофора, регулирующих данный
участок дороги, её уклон, наличие разрытии, выбоин (с указанием не только их
длины и ширины, но и обязательно глубины), вид её покрытия (асфальт, бетон и
т.д.) и состояние (сухое, мокрое, грязное, покрыто льдом, заснеженная или
местами с участками наледи и др.), размеры проезжей части и разметка на ней,
какая её освещенность, наличие места столкновения (с указанием признаков,
следов, а не просто крестик на схеме) и следов торможений (должна быть
обеспечена четкая их фиксация). Если водитель не согласен со схемой и описаниями в Протоколе осмотра, то он имеет право письменно внести в текст свои замечания, возражения и дополнения. Каждый водитель обязан уметь себя защищать и пользоваться своими правами. На месте происшествия водитель не может быть растерянным, несобранным и подавленным, в тоже время Ваши слова должны быть корректными, поведение вежливым и тактичным по отношению ко всем участникам ДТП и осмотра. Не поддавайтесь на возможные провокации или иные действия, которые Вас могут вывести из равновесия, приведут к возникновению ничего не дающих словесных перепалок и иных конфликтов. В этом случае Вы вынуждены будете отвлекаться от главной Вашей задачи - принять полноценное участие в осмотре и составлении объективных документов по ДТП. Одним из наиболее распространенных нарушений при составлении Протокола осмотра является убытие понятых с места происшествия после того, как инспектор ГИБДД произведет с ними необходимые измерения и до окончательного составления Протокола, предложит понятым в нем расписаться. Понятыми обычно приглашают граждан, проезжающих мимо места происшествия. Все всегда спешат, торопятся куда-то опоздать и поэтому до окончания осмотра, который может длиться не один час, хотят уехать, просят об этом и инспектора ГИБДД, и участников ДТП. Иногда "опытные" понятые, у которых хорошо развит в памяти комплекс известных свидетелей, которых пытался записать Остап Бендер, называются вымышленными именами и сообщают такие же адреса своего места жительства. Поэтому участникам ДТП необходимо проявлять настойчивость в обеспечении участия понятых до момента окончания осмотра и составления полностью всего Протокола осмотра. Также проверять соответствие их паспортных данных с записью в Протоколе.
В последующем виновный в аварии водитель стал оспаривать объективность Протокола осмотра и действия инспектора ГИБДД, его составившего, обвинять последнего в заинтересованности в исходе дела и нарушениях требований процессуального законодательства. При этом было заявлено, что при осмотре не было понятых. Согласно статьи 49 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР[ii], доказательства, каким является и Протокол осмотра, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда. Таким образом, отсутствие понятых, даже если наш водитель и прав, может привести к оспариванию Протокола осмотра и принятого в последующем решения. Невиновный водитель может "потерять" важные доказательства своей правоты.
По наиболее сложным делам можно обратиться в Московскую коллегию адвокатов «РОСАР», специализирующуюся на этих вопросах, тел.: +7 (495) 671-53-72, +7 (495) 671-53-62, +7 (495) 671-53-73, + 7 (905) 106-16-76, +7 (905) 550-73-95, www.avto-advokat.ru, www.biznes-advokat.ru. [i] В настоящее время правопреемником Юридической консультацией №8 "РОСАР" Московская коллегия адвокатов «РОСАР». [ii] Утратила силу, в настоящее время применяется ст. 55 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации.
|
![]() |
|