Главная Сми, наши публикации Наши публикации

 

ОФОРМЛЕНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ БЕЗ ВЫЗОВА ГИБДД

 

Опубликована в журнале "Домашний адвокат" № 2, 2009 г.

Автор В.С. Калягин

 

 

В настоящее время неуклонно растет количество автомобилистов. Каждый из них в процессе эксплуатации своего автомобиля, несомненно, сталкивается с множеством проблем, начиная с ежедневной траты времени на простой в автомобильных заторах, заканчивая возможными дорожно-транспортными происшествиями.

Безусловно, пробки на дорогах и дорожно-транспортные происшествия часто связаны между собой, а в иной раз и провоцируют друг друга.

Всем известно, что пустяковая авария с минимальными повреждениями автомобилей, иногда даже едва заметными может создать многокилометровый затор по причине того, что для оформления данного происшествия необходимо длительное время ждать приезда сотрудников ГИБДД.

Данное положение вещей создает трудности не только для самих участников ДТП, но и для всех движущихся по этой дороге, начиная от рядовых водителей, заканчивая автомобилями специальных служб и общественным транспортом.

Учитывая сложную дорожную ситуацию на улицах городов, законодатель предпринял ряд действий по ее разрешению.

Так, Председатель Правительства Российской Федерации подписал Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2008 г. N 287 "О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090" (с изменениями от 30 сентября 2008 г.), (далее Постановление № 287) которым вносены изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации.

Данные изменения обещают существенно сократить время водителей, попавших в дорожно-транспортное происшествие, на его оформление.

В соответствии с Постановлением № 287 Правила дорожного движения дают возможность участникам, попавшим в дорожно-транспортное происшествие, не вызывать сотрудников ГИБДД.

Дословно, в ПДД РФ появится новый пункт 2.6.1 в следующем изложении: «Если в результате дорожно-транспортного происшествия с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только имуществу и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может быть осуществлено без участия уполномоченных на то сотрудников милиции путем заполнения водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств соответствующих бланков извещений о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Необходимо отметить, что это нововведение в ПДД РФ  были бы неисполнимыми без внесения изменений в иное законодательство.

Ни для кого не секрет, что в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Следовательно, для автомобилиста, попавшего в дорожно-транспортное происшествие, практически во всех случаях является неизбежной необходимость обращаться к страховщику за возмещением материального ущерба.

В настоящее время, для получения такого  возмещения страховые компании требуют от автолюбителей множество документов, в том числе выданных сотрудниками ГИБДД.

Для реализации указанных изменений в ПДД РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2008 г. N 131 внесены изменения в  Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Так, в Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств появятся пункты 41.1, 41.2, в соответствии с которыми оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников милиции при наличии одновременно следующих обстоятельств:

Во-первых, в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу (в данном случае подразумевается отсутствие вреда здоровью);

Во-вторых, дорожно-транспортное происшествие произошло с участием 2 транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств";

В третьих, обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия и (или) определении характера и перечня видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещениях о дорожно-транспортном происшествии, бланки которых заполнены водителями транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию. Необходимо отметить, что к определению размера вреда необходимо относиться крайне внимательно, подробно указав в бланках извещений о дорожно-транспортном происшествии все повреждения. В случае, если имеются сомнения в возможности установить все повреждения, то к способу оформления дорожно-транспортного происшествия без сотрудников ГИБДД прибегать не стоит);

В-четвертых,  размер материального ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, по примерной оценке не должен превышать 25 000 рублей (в том случае, когда размер материального ущерба определить сложно, возможно наличие скрытых повреждений, ДТП оформляется по «классической» схеме, т.е. с вызовом сотрудников ГИБДД).

Для того, чтобы извещение о дорожно-транспортном происшествии имело юридическую силу,  его необходимо заполнить разборчивым почерком обоим участникам дорожно-транспортного происшествия, зафиксировав все обстоятельства случившегося, составив подробную схему ДТП. Указанное извещение обязательно должно быть подписано каждым водителем.

Хотя закон того не требует, автоадвокаты рекомендуют произвести фотографирование места ДТП с разных сторон, «привязывая» его к особенностям местности: к дорожным знакам, опорам освещения, деревьям и т.д. Также желательно сфотографировать повреждения автомобилей.

Кроме того, адвокаты советуют составить отдельную схему дорожно-транспортного происшествия с внесением в нее знаков, дорожной разметки, иных особенностей места ДТП.

При составлении указанной  схемы ДТП необходимо  также произвести замеры расстояний от автомобилей до рядом расположенных объектов (светофоров, дорожных знаков, бордюров тротуара, линий разметки, пересечений проезжих частей и т.д.), которые отразить в схеме.

Такие несложные действия помогут вам избежать непредвиденных моментов в случае спорной ситуации.

 

После оформления указанных документов потерпевший водитель должен предоставить их вместе с заявлением о страховой выплате страховщику.

Страховщик вправе назначить проведение независимой экспертизы причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в случае обнаружения противоречий, касающихся характера и перечня видимых повреждений транспортных средств и (или) обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, зафиксированных в представленном извещении о дорожно-транспортном происшествии.

Законодательство не предусматривает права потерпевшего на предъявление требований (в случае оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД) к страховщику свыше 25 000 рублей. Данные требования можно предъявить в судебном порядке к лицу, причинившему вред.

Если потерпевшей стороне причинен также вред жизни и здоровью, тяжесть которого, о котором стало известно после предъявления им требования к страховщику о возмещении материального ущерба, то данный вред возмещается страховой компанией в порядке, определенным в Федеральном законе от 25 апреля 1998 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Тяжесть вреда здоровью определяется в соответствии Приказом от 24 апреля 2008 «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека».

Таким образом, можно сделать вывод, что данные изменения в законодательстве, несомненно, упрощают процедуру оформления дорожно-транспортных происшествий и пойдут на пользу всем автомобилистам.

Но, важно учесть, что к такому виду оформления ДТП нужно прибегать лишь в тех случаях, когда размер ущерба очевиден и составляет менее 25 000 рублей. Если же имеются какие-либо сомнения в виновности участника ДТП, денежной сумме, требуемой для будущего восстановления автомобиля, то лучше  все-таки вызвать сотрудников ГИБДД.

Следует отметить, что комментируемые изменения в ПДД РФ и Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств начнут действовать с 1 марта 2009 года.

 

 

По наиболее сложным вопросам можно обратиться в Московскую коллегию адвокатов «РОСАР», имеющую специализацию по оказания юридической помощи по ДТП:

тел.:  + 7 (926) 659-68-80, +7 (495) 671-53-72; +7 (495) 671-53-73, +7 (495) 671-53-62.

 

Rambler's Top100

Яндекс цитирования