Главная Сми, наши публикации Наши публикации

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕШЕХОДОВ

 

Опубликовано в журнале «АвтоРеклама», февраль 2009г .

Автор - участник Программы «АВТОАДВОКАТ»,

инспектор по контролю за выполнением поручений

Московской коллегии адвокатов «РОСАР» Артем Ахундзянов

 

Дорожно-транспортные происшествия с тяжкими последствиями происходят иной раз и по вине пешеходов, которые перебегают улицу в непосредственной близости от автомобилей, проявляют беспечность и невнимательность, не пользуются пешеходными переходами…

Нередко таким образом родители, дедушки и бабушки преодолевают улицу с детьми. При этом взрослые люди демонстрируют пренебрежение не только к здоровью и опасности на дороге, но и подают детям негативный пример для подражания.

О том, как себя должен вести пешеход на дороге, мы попросили рассказать участника Программы «АВТОАДВОКАТ», инспектора по контролю за выполнением поручений Московской коллегии адвокатов «РОСАР», Ахундзянова Артема Сергеевича.

Артем Ахундзянов: Действительно, в практике наших адвокатов имеются дела о ДТП, причиной возникновения которых явилась грубая неосторожность пешеходов, нарушение ими правил дорожного движения. И, к сожалению, количество таких дел не уменьшается.

Вполне закономерно, что в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 25 “О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения”, дается разъяснение о том, что несоблюдение потерпевшим конкретных пунктов Правил дорожного движения Российской Федерации могут быть учтены судом как обстоятельства, смягчающие наказание водителя при рассмотрении уголовного дела по ст. 264 УК РФ (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств).

В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации (далее ПДД РФ), пешеходом является лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. Также, к пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Помимо этого, так как в соответствии с ПДД РФ, пешеходы также являются участниками дорожного движения, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения (ст. 12.29) в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере ста рублей.

Пешеходным переходом является участок проезжей части, обозначенный знаками «пешеходный переход» и (или) разметкой «зебра». Знак пешеходный переход устанавливается справа от дороги по направлению движения.

В ПДД РФ существуют правила не только для водителей, но и для пешеходов.

Так, в соответствии с п. 4.1 ПДД РФ, пешеходы должны передвигаться по тротуарам или пешеходным переходам. Однако, специально оборудованные места для перехода есть не везде, и в таком случае, пешеходы должны двигаться по обочинам не создавая помех для движения транспорта. При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспорта. В темное время суток им рекомендуется иметь при себе одежду или предметы со светоотражающими элементами.

Во время движения пеших колон, движение разрешено только по направлению движения транспорта по правой стороне и не более четырех человек в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками. В темное время суток или в условиях недостаточной видимости, сопровождающие должны иметь красный включенный фонарь сзади и белый спереди.

Что же касается детских групп, то их можно водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам, но только в светлое время суток и обязательно в сопровождении взрослых.

Пешеходы должны пересекать улицы в специально отведенных местах (пешеходные переходы, в том числе наземные и подземные). При отсутствии таких переходов, им разрешается переходить дорогу только под прямым углом на участках дороги, где нет разделительной полосы или ограждений и при условии, что дорога хорошо просматривается в обе стороны. Об этом указывается в п. 4.3 ПДД РФ.

В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора. Регулировщиком является лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных правилами, и непосредственно осуществляющий указанное регулирование.

К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. В главе 6 ПДД РФ изложены значения жестов регулировщиков, которыми необходимо руководствоваться как пешеходам, так и водителям.

На нерегулируемых пешеходных переходах, пешеходы могут выходить на проезжую часть только после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, проанализировав их скорость и убедившись, что переход будет для них безопасен.

В гл. 12 ПДД РФ предусматривается, что водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу.

Необходимо отметить, что статьей 12.18 КРФоАП, предусмотрена ответственность за непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения. Так, невыполнение требования ПДДРФ уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Необходимо рекомендовать пешеходам не создавать критических и аварийных ситуаций для водителей, так как не во всех случаях водитель имеет возможность немедленно остановиться.

Следует учитывать, что скорость движения 60 км/ч является значительной. При движении с такой скоростью за секунду автомобиль проезжает почти 17 метров, а его тормозной путь на сухом дорожном покрытии составляет около 38-42 метров. То есть, с момента принятия водителем решения об остановке (резком нажатии тормозной педали до полика) и полной остановки, заторможенный и неуправляемый автомобиль проезжает указанное расстояние.

Перед выходом на проезжую часть, пешеходу необходимо убедиться в том, что на дороге нет приближающихся транспортных средств или водитель снизил скорость и остановился с целью пропустить пешехода.

Это требование для водителя не имеет никаких исключений. Он обязан выполнять его по отношению к любому пешеходу, находящемуся на переходе. В то же время, как уже говорилось выше, пешеход не должен начинать переход, не убедившись в безопасности движения.

Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, которые движутся по соседним полосам, могут продолжать движение, лишь в том случае, если они убедятся, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов.

В такой ситуации правила предписывают другим водителям на соседних полосах (как слева, так и справа при многополосной проезжей части) определенный порядок действий - убедиться в отсутствии пешеходов на пути их предполагаемого движения и только после этого продолжить движение. Следует напомнить, что согласно п. 11.5 ПДД РФ запрещается обгонять на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов.

На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора, водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления.

Этому правилу должны следовать водители транспортных средств, начинающие движение после остановки на запрещающий сигнал светофора или проезжающие пешеходный переход "сходу". Обязанность водителя - дать возможность пешеходу, не успевшему перейти проезжую часть за время разрешающего сигнала светофора или регулировщика, освободить проезжую часть, не возвращаясь назад к тротуару и не переходя на бег.

Водителю запрещается выезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, в результате которого он будет вынужден остановиться на пешеходном переходе.

Водитель должен пересекать пешеходный переход только при наличии достаточного места за переходом для возможной непреднамеренной остановки из-за возникшего впереди затора.

Данное требование в равной мере относится как к регулируемым, так и к нерегулируемым пешеходным переходам.

Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

Независимо от места пересечения проезжей части, слепые пешеходы, подающие сигнал вытянутой вперед или поднятой вверх белой тростью, которая в международной практике является отличительным признаком слепых, пользуются безусловным приоритетом в движении перед любыми транспортными средствами.

Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

Эти требования касаются мест остановки трамваев, пути которых проложены посередине дороги, а также в местах остановки автобусов и троллейбусов, которые по условиям организации движения размещаются не у края проезжей части.

Преимуществом в движении перед транспортными средствами пользуются только те пешеходы, которые пересекают проезжую часть со стороны дверей маршрутного транспортного средства.

Преимущество пешеходов сохраняется на протяжении всего времени стоянки маршрутного транспортного средства находящегося на месте остановки. При этом не имеет значения, производится посадка и высадка пассажиров с проезжей части или с посадочной площадки.

При наличии посадочной площадки, водитель обязан дать возможность пассажирам, вышедшим из маршрутного транспортного средства, перейти проезжую часть от площадки до тротуара.

При отсутствии пешеходов на проезжей части в зоне остановки водитель может продолжать движение мимо стоящего маршрутного транспортного средства с соблюдением соответствующих мер предосторожности.

В заключении необходимо дать совет, как водителям, так и пешеходам: не стоит нарушать ПДД РФ и создавать такие ситуации, в которых могут пострадать люди. Всем участникам дорожного движения следует быть взаимно вежливыми и предупредительными.

Пересекая в неположенных местах дорогу, в непосредственной близости от автомобиля или проезжая без торможения пешеходный переход, может быть создана аварийная ситуация. При этом возникает опасность не только для жизни и здоровья водителя и пешехода, но и других людей.

 

По наиболее сложным вопросам можно обратиться в Московскую коллегию адвокатов «РОСАР», имеющую специализацию по оказанию юридической помощи по ДТП:

тел. +7 926-220-38-00; + 7 (926) 659-68-80,  +7 (926) 126-71-59, +7 (495) 671-53-72;+7 (495) 671-53-73;.

 www.avto-advokat.ru, www.biznes-advokat.ru

 

 

 

Rambler's Top100

Яндекс цитирования