Главная Сми, наши публикации Наши публикации

 

Адвокат по ДТП рекомендует:

 

ШОФЕР ДОЛЖЕН БЫТЬ НАДЕЖЕН (ПРОБЛЕМА ПОДБОРА ВОДИТЕЛЯ ДЛЯ СФЕРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА)

 

Опубликовано в журнале Security" № 4, 1995 г.

Автоэксперт, автор Смелов И.В.

 

 

 

В современных условиях любая предпринимательская и коммерческая деятельность невозможна без использования автомобильного транспорта. По дорогам перевозятся всевозможные грузы и ценности, бизнесмены и руководители предприятий значительную часть времени проводят на колесах. Но именно во время движения транспортные средства, их грузы, пассажиры и водители наиболее уязвимы со стороны криминальных элементов, что делает нападения на транспортные средства с самыми разными целями весьма распространенным видом преступлений.

Нередки случаи, когда специально организуется дорожно-транс­портное происшествие, преследующее такие цели как физическое устра­нение конкретного лица, оказание на него давления, повреждение или уничтожение имущества лиц или организаций, повреждение или уничто­жение собственного транспортного средства с последующим получением денежной компенсации. При этом происшедшее обычно выглядит как ре­зультат неблагоприятного стечения обстоятельств, в отличие, напри­мер, от разбойного нападения, где никакой маскировки под несчастный случай не требуется.

В этой связи, наряду с другими мерами, направленными на обес­печение безопасности перевозок, на одно из первых мест выходит проблема правильного подбора водителя транспортного средства, роль которого в системе "водитель-автомобиль-среда движения" чрезвычайно высока.

Рассмотрим тот минимальный набор требований, которым безуслов­но должен удовлетворять кандидат. Этот набор не является чрезмерным и продиктован спецификой предстоящей работы. Ведь речь идет о под­боре оператора довольно сложной системы и подход к этому должен быть соответствующим, ибо слишком дорогой может быть цена ошибки. Более того, в дальнейшем необходимы дополнительная подготовка и пе­риодическое повышение квалификации, которые должны быть правильно организованы.

Как известно, трудно быть одновременно хорошим водителем всех категорий автомобилей сразу. Поэтому, при подборе кандидата, необходимо выяснить, с какими транспортными средствами, в основном, ему приходилось иметь дело (легковыми, грузовыми, автобусами и т.п.). Ведь кроме умения уверенно управлять автомобилями определенных ма­рок, необходимо также хорошее знание их материальной части и умение быстро и технически грамотно диагностировать и устранить хотя бы простейшие неисправности. Ориентироваться здесь только на классность водителя или его стаж недостаточно, даже если в его водитель­ском удостоверении открыты все категории, что зачастую не является показателем подлинного мастерства. (Кстати, купить в настоящее вре­мя водительское удостоверение довольно просто, что следует иметь в виду). Очень желательно, чтобы водительский стаж был не менее 5-7 лет. За это время уже набирается определенный опыт и надежность во­дителя становится намного выше. Предпочтение следует отдавать тем водителям, которые занимались автоспортом и имеют навыки управления транспортным средством на высоких скоростях и в экстремальных ситу­ациях. Это особенно важно, поскольку, как указывалось выше, такие ситуации могут создаваться специально, и водитель должен уметь их чувствовать заранее, а попав в подобную ситуацию - уверенно выходить из нее. Таксисты, которых часто с удовольствием принимают на работу в коммерческие структуры, далеко не всегда удовлетворяют данному требованию. Напротив, порой их агрессивный стиль езды, соп­ряженный с риском, нередко приводит к созданию аварийной ситуации на дороге и ДТП.

В дальнейшем, принятый на работу водитель должен будет обяза­тельно пройти контраварийную подготовку на специальных курсах соз­данных, например, при крупных автоклубах, где его ознакомят с прие­мами силового и психологического воздействия на водителей и обучат соответствующим контрприемам, стратегии и тактике поведения на до­роге, научат заблаговременно распознавать опасность, в том числе и специально созданную, и не попадать в критические ситуации. Здесь следует непременно заметить, что эти приемы высшего пилотажа явля­ются по сути оружием и важно не допустить, чтобы это оружие попало в плохие руки. Руководителям же коммерческих организаций не следует экономить на такой подготовке своих водителей.

К сожалению, пока система комплексного отбора водителей и под­готовка из них супердрайверов, своего рода водительской элиты, для наиболее ответственных участков работы, в настоящее время отсутс­твует. Имеются отдельные, иногда довольно интересные попытки такую систему создать. Есть все основания полагать, что создание подобных специализированных центров подготовки дело не столь отдаленного бу­дущего, поскольку такая необходимость давно назрела и продиктована самой жизнью. Причем речь идет не только об отборе и тестировании водителей и последующей рекомендации их для работы в той или иной структуре, а именно об их подготовке. Ведь гораздо проще и предпоч­тительней получить уже готового водителя с наперед заданными гаран­тированными качествами, чем самому заниматься его подбором и подго­товкой, часто непрофессионально и в кустарных условиях.

Кроме чисто водительского весьма важен и жизненный опыт, соци­альная зрелость кандидата. Оптимальными для принимаемых на работу являются возрастные рамки 25-35 лет, когда, как правило, хорошая физическая форма сочетается с социальной зрелостью и жизненным опы­том. Если водителю предстоит быть личным шофером, например, дирек­тора фирмы, то обязательно следует учесть и такой аспект, как пси­хологическая совместимость будущих начальника и подчиненного. Здесь помощь профессионального психолога и его заключение были бы очень кстати. Лучше всего, если кандидат в водители будет относиться к сангвиникам или флегматикам, т.е. к людям с сильным и устойчивым типом нервной системы. Люди холерического типа менее желательны, т.к. в сложной обстановке могут вспылить, поддаться эмоциям и т.п., что может иметь неприятные последствия. И уж совсем нежелательны меланхолики, т.е. люди со слабым и неустойчивым типом нервной сис­темы, которые в критический момент могут даже впасть в оцепенение и полностью утратить контроль над ситуацией. Из сказанного вовсе не следует, что отбор должен быть столь же строгим, как, например, на пост оператора АЭС, в экипаж подводного ракетоносца или на орби­тальную станцию. Однако, считаться и с этими аспектами проблемы придется неизбежно.

Важно обратить внимание и на моральный облик кандидата, его человеческие качества, уровень образования и культуры. Нельзя также исключать и то, что криминальные структуры или конкуренты под видом водителя попытаются внедрить своего человека, и здесь никакая до­полнительная проверка лишней не будет. Но это уже забота службы бе­зопасности.

В ряде случаев представляется целесообразным, чтобы водитель, например, директора фирмы, одновременно являлся бы охранником и ему было разрешено ношение оружия или спецсредств. Поэтому, отдельных кандидатов в водители необходимо сразу ориентировать на возможность такой подготовки и предусмотреть ее в дальнейшем.

Иногда руководители небольших коммерческих организаций, желая сэкономить средства, предпочитают обходиться вообще без личного шо­фера и сами выполняют его функцию. От подобной практики следует ре­шительно отказаться по следующим причинам. Во-первых, даже во время относительно коротких поездок предприниматель, чаще всего, продол­жает решать производственные вопросы и при этом сконцентрировать свое внимание еще и на дорожной обстановке и полностью переключить­ся на процесс управления автомобилем просто не в состоянии. Здесь, как говорится, за двумя зайцами погонишься ... Во-вторых, трудно быть одновременно хорошим руководителем производства и удовлетво­рять при этом вышеперечисленным требованиям к водителю. В-третьих, в случае возникновения ряда технических неисправностей в пути, во­дителю предстоит их обнаружить и грамотно и быстро устранить, не говоря уже о поддержании закрепленного транспортного средства в технически исправном состоянии. В-четвертых, водитель должен пода­вать машину своему шефу, лишь тщательно ее осмотрев на предмет от­сутствия тех же взрывных устройств. Причем, именно подавать (!), а не садиться вместе в автомобиль и заводить двигатель. В-пятых, безопасность тандема "водитель-шеф", в случае нападения или иного ин­цидента в пути, будет на порядок выше.

Далее, прием на работу должен осуществляться только с испыта­тельным сроком, в течение которого кандидат должен будет более де­тально изучить устройство и техническое обслуживание закрепленного автомобиля, маршруты предстоящих поездок, включая прилегающие территории и внутриквартальные проезды, дислокацию отделений милиции и постов ГАИ, освоить пользование средствами радиосвязи, которыми на­верняка будет оборудован автомобиль, познакомиться с основными нап­равлениями деятельности фирмы и будущими коллегами по работе. Окон­чательно вопрос о приеме на работу может быть решен лишь после ус­пешного завершения испытательного срока.

Подводя итог вышеизложенному, можно кратко сформулировать рекомендации при самостоятельном подборе водителя на ответственные участки в сферу предпринимательства и требования, которым должен удовлетворять кандидат:

- возраст - в пределах 25-35 лет, хорошая физическая форма, желательно владение приемами рукопашного боя;

- отсутствие криминального прошлого;

- водительский стаж - не менее 5-7 лет и знание материальной части транспортного средства, на котором предстоит работать;

- умение уверенно управлять автомобилем на высоких скоростях и в экстремальных ситуациях;

- коммуникабельность, а также психологическая совместимость с непосредственным начальником.

После успешного завершения испытательного срока и окончатель­ного приема на работу необходимо обеспечить:

- прохождение контраварийной и тактико-специальной подготовки;

- обучение водителя по программе подготовки частной охраны.

Автоэксперт Смелов И.В.

тел. +7 (910) 519-15-56

Если физическому или юридическому лицам  нужна квалифицированная юридическая помощь,  не теряйте время, звоните нам, и мы сможем  помочь.

            Обращайтесь. Отсутствие квалифицированной юридической помощи по  уголовным  делам может повлечь негативные последствия.

Несправедливость судебного решения является  одним из оснований отмены или изменения приговора в кассационном или апелляционном  порядке.

Опытный адвокат по ДТП  после тщательного ознакомления с материалами уголовного дела, протоколом судебного заседания  и принятыми  судебными решениями напишет апелляционную, кассационную,  надзорную жалобу на приговор или иное решение суда. 

 

По наиболее сложным вопросам можно обратиться к адвокатам по ДТП в  Московскую коллегию адвокатов "РОСАР", участникам программы "Автоадвокат":

тел.:  + 7 (926) 659-68-80, +7 (495) 671-53-72,  +7 (495) 671-53-62, +7 (495) 671-53-73.

 avto-advokat@mail.ru.

 

Rambler's Top100

Яндекс цитирования