Главная Советы психолога

 

ТРЕТЬЯ КАТЕГОРИЯ ВОДИТЕЛЕЙ (ИНЕРТНЫЕ, НЕГИБКИЕ ЛЮДИ, “БОРЦЫ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ”)

 

К третьей категории водителей мы относим личности с особенно развитым чувством ответственности, обязательности и высоким уровнем самосознания. Но в отличие от представителей первой, условно выделенной группы водителей, которым также свойственны высокая нормативность поведения, пунктуальность, точность и высокая способность распределять свое внимание, водители данной категории отличаются медлительностью, инертностью и ригидностью психических процессов. Высокой чувствительностью в отношении несправедливости, болезненным самолюбием, прямолинейностью, повышенной обидчивостью. В своем стремлении “делать все по правилам” они проявляю своего рода консерватизм, негибкость. Все это создает им самим лишние трудности на дороге. Ведение “игры” с участниками движения другого темперамента дается им с трудом. Если водитель третей группы допускает ошибку – ему необходимо остановиться, все тщательно обдумать, проанализировать и только после этого он заново начинает движение. Если на это нет времени или возможности, то происшествие приравнивается к личной катастрофе, так как он склонен к аффективной дезорганизации мышления и деятельности, сочетающейся с повышенным уровнем тревоги. Других водителей данной группы, наряду с пунктуальностью, отличает высокая эмоциональность при реакции на нарушение правил “игры” другими водителями. Они считают своей обязанностью выразить свое отношение к такому факту (разными способами, но обязательно агрессивно) даже, если нарушитель давно уехал или перестроился в другой ряд. Это происходит из-за эмоциональной ригидности, “застревании на обиде”, которую “игрок” третей группы будет вынашивать часами, днями и даже месяцами.

Ведущими чертами характера представителей третей группы являются повышенная тревожность, реакции самообвинения в критической ситуации (у одних) или преобладающей агрессивной реакции с ворчанием, оценочными комментариями, нравоучениями и эмоциональными всплесками взрывного характера, т.е. внешнеобвиняющие формы реагирования (у других). При этом отмечается сочетание высокой нормативности поведения с неустойчивостью к стрессу. В принципе, водители этой категории не являются потенциальными нарушителями правил дорожного движения по собственной инициативе. Их медлительная (у одних) или ускоренная (у других) эмоциональная реактивность во время вождения автомобилем вносит дополнительные “коррективы” в общие правила движения (“игры”) в виде негибкости, упрямства, “сопротивления” общему темпу или ритму движения, тем самым, как бы навязывая всем свой ритм. Это стремление находиться в “рамках” правил, с одной стороны, и “заставлять” других следовать своему ритму движения, с другой стороны, создает условия для совершения другими водителями ДТП. По своей структуре “игроки” третьей группы самые уязвимые в плане своей психологической незащищенности. В силу испытываемого страха, растерянности и растянутого во времени состояния стресса у них наблюдается заниженная способность адаптироваться к сложившимся обстоятельствам. Они способны совершать самые невероятные ошибки не в свою пользу как при разборе ДТП, так и при оценке сложности аварии и материального ущерба. В состоянии шока они крайне внушаемы – любая информация доступная сознанию, способная “якобы облегчить” его участь или уменьшить вину, воспринимается моментально, без учета интересов “потерпевшего”. Водителям третьей группы всегда стоит полагаться при разборе ДТП на сотрудников ГАИ, не подписывать никакие документы, внимательно несколько раз не прочитав их.

Вероятность попадания в аварийную ситуацию водителей третьей группы высока из-за их медлительности при принятии решения, проверке и перепроверке своих действий, излишнего беспокойства и суетливости., т.е. “сверхточности”, а также возможной агрессивности.

В данную категорию водителей могут быть отнесены акцентуированные личности следующего типа:

·  “сверхточный” или педантичный тип

(характерна инертность психических процессов, добросовестность в деятельности, ответственность, длительное переживание травмирующих событий);

·  застревающий или ригидный тип

(основная черта – чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей, законопослушность сочетающаяся с обостренным чувством ущербности и как следствие – потребность “защищать свои права”);

·  дистимический или астенический тип

(характерна идеомоторная заторможенность, фиксация на мрачных сторонах жизни, сниженное настроение, высокая нормативность поведения);

·  тревожно-мнительный или сенситивный тип

(склонность к страхам, повышенная робость, подчиняемость, высокий уровень тревожности, неукоснительное следование морально-этическим нормам).

В эту категорию входят некоторые психопатические личности (эпилептоидного, психостенического и параноидного круга).

Если Вас жизнь “столкнула” с таким водителем и Вы виноваты в произошедшем ДТП, то советуем Вам:

·  смиритесь, не “исстрачивайте” свои нервные клетки, но обязательно проследите, чтобы не было “излишества” при регистрации претензий материального ущерба;

·  постарайтесь в максимально короткие сроки возместить ущерб, иначе, Вы рискуете (при длительном раскачивании) получить еще и иск по возмещению морального ущерба. Чем больше времени для обдумывания и консультаций получит Ваш оппонент, тем больше будет расти его “аппетит” по возмещению Вами ущерба.

Обратите внимание, что качества характера “борца за справедливость” водителя третьей группы в сочетании педантичностью, скрупулезностью и жаждой мести позволяют ему без особого труда ходить по множеству инстанций и добиваться решения вопроса “по закону” с максимальными выгодами для себя.