Главная Сми, наши публикации Наши публикации

 

ДТП С ГРУЗОВОЙ СПЕЦТЕХНИКОЙ

 

Опубликовано в журнале «АвтоРеклама», сентябрь 2007 г.

Автор КАЛЯГИН В.С.

 

 

Как известно, в настоящее время Россия находится в стадии активного строительства. И, как следствие этому, на улицы городов в большом количестве выезжают крупногабаритная строительная и грузовая автотехника, за штурвалами которой сидит публика грубо а, порой, и демонстративно игнорирующая элементарные нормы правил дорожного движения.

Источником повышенной опасности  для автолюбителей потенциально может служить  любая крупногабаритная дорожная и внедорожная спецтехника.

Ведь помимо издержек строительного бума в виде интенсивного движения по автодорогам бетономешалок, подъемных кранов, существует и другие виды деятельности человека, связанные с увеличением на дорогах крупных автомобилей, например, коммунальные службы занимаются многими видами общественно-полезной работой:  ремонтом дорожного полотна, строительством транспортных развязок, прокладкой трубопроводов и другими градостроительными операциями различного масштаба.

Нередко случается, что водители спецтранспорта, в пылу трудового азарта,  выполняя свою благородную миссию, забывают, что дорогами пользуются и другие люди.

Поэтому, важно иметь при себе набор эффективных рецептов, как обезопасить себя от соучастия в происшествиях спровоцированных грузовой техникой.

К примеру, если впереди, “на всех парах” мчится “КАМАЗ” с кучей песка альпийской крутизны в кузове – лучше держаться от этого непредсказуемого монстра подальше, мудро соблюдая дистанцию. 

Но, если все-таки избежать коллизии не удалось, и дорожная авария произошла, но все остались живы и здоровы, не стоит так уж сильно паниковать и горевать по поводу поврежденного автомобиля. Существуют эффективные способы – полной или частичной ликвидаций негативных последствий автодорожных бедствий с максимальной юридической чистотой. 

 

Прежде всего, нужно оставаться спокойным и максимально корректным по отношению к другим участникам происшествия. Грубить не следует потому, что это может настроить против вас участников ДТП, а также приехавших на место сотрудников ГИБДД.

Согласно п. 7.2 Правил дорожного движения, сразу после ДТП необходимо остановить транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки на расстоянии 15 м в черте населённого пункта и 30 м – вне его. После этого нужно вызывать сотрудников ГИБДД. В случае если имеются пострадавшие, необходимо безотлагательно вызвать скорую медицинскую помощь и принять все возможные меры для оказания пострадавшим первой доврачебной помощи. Когда это не представляется возможным из-за особо тяжких телесных повреждений или отсутствия средств связи, пострадавший доставляется в больницу участником ДТП, который, в свою очередь, по прибытии туда сообщает свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства и предъявляет документ, удостоверяющий личность, после чего возвращается на место ДТП.

 

 На месте происшествия ни в коем случае нельзя перемещать или удалять предметы, имеющие отношение к ДТП. Таковыми могут быть осыпь грязи, снега, стекла, следы моторного масла, торможения и т.д. Чтобы сохранить картину в первозданном виде, можно, например, огородить участок ДТП, накрыть чем-либо следы при дожде и вообще действовать, используя подручные средства. По следам, свидетельствующим о происшествии, прежде всего определяют место непосредственного столкновения автомобилей. Правильное фиксирование этих следов в схеме ДТП, составленной сотрудниками ГИБДД, поможет вам при дальнейшем разбирательстве.

 

 Как показывает практика, ожидание работников ГИБДД – довольно длительный процесс, и в отведённое на это время можно развлечь себя заполнением извещения о наступлении страхового случая. Со вступлением в силу Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» важным действием участника ДТП является составление извещения о происшествии. В соответствии с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности, извещения, заполненные водителями – участниками ДТП, должны быть в течение 5 рабочих дней после происшествия  вручены или доставлены страховщику или представителю страховщика в субъекте РФ по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего, либо в субъекте РФ, на территории которого произошло ДТП. Причём, доставлены они должны быть любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки. Потерпевший водитель представляет страховщику бланк извещения о ДТП, заполненный совместно с другими участниками происшествия, заявление о страховой выплате и необходимый комплект документов – приложений к заявлению.

В случае, если ДТП произошло в отдалённых, малонаселённых и труднодоступных районах, предусмотренная настоящим пунктом обязанность участников ДТП по вручению страховщику бланка извещения, должна быть исполнена в течение 15 рабочих дней после происшествия.

 

 Наконец, на место происшествия приезжают сотрудники ГИБДД. Начинается процедура осмотра места ДТП, составления схемы происшествия и протокола об административном правонарушении. В соответствии со ст. 28.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело; фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если таковые имеются. Кроме того, указываются время и место совершения административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за него, фиксируются объяснения физического или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, и иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Необходимо чётко следить за составлением Протокола об административном правонарушении и всех остальных документов – иначе в дальнейшем вы рискуете обнаружить для себя в этих документах нечто новое и неприятное. Ни в коем случае нельзя подписывать пустые, незаполненные листы и документы под предлогом их последующего заполнения сотрудниками ГИБДД или возможной ошибки.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нём делается соответствующая запись.

 

В соответствии с п. 1 ст. 25.6 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», «в качестве  свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению». При наличии свидетелей особенно важно чтобы информация о них была непременно внесена в предусмотренную для этого строку протокола.

Как показывает практика, многие не знают, кого можно привлекать в качестве свидетеля. Закон же даёт на этот счёт чёткое определение. Из него следует, что, если с вами в автомобиле находились ваши друзья или родственники, их не только можно, но и необходимо указать в протоколе в качестве свидетелей, так как в случае дальнейшего разрешения спора между участниками ДТП их показания могут сыграть важную роль в доказывании вашей невиновности и восстановлении реальной картины происшествия. Также желательно привлечь в качестве свидетелей случайных очевидцев, записать их контактные телефоны и адреса (это делается в графе свидетелей). Важно не забывать, что очевидцы дают объяснения по поводу произошедшего, которые составляются в простой письменной форме.

Следует быть особенно внимательным при осмотре и составлении схемы места ДТП. На этот случай было бы неплохо иметь в автомобиле фото- или видеокамеру, складной метр. Эти предметы помогут вам более достоверно зафиксировать обстановку. Снимать свой автомобиль нужно со всех сторон, «привязывая» его к особенностям местности – к дорожным знакам, опорам освещения, деревьям и т.д. При производстве замеров необходимо указывать, от каких конкретно частей автомобиля они производятся. Если измерения делаются от колеса, то надо указать, то какого именно (ось, сторону). Всё это должно быть точно отражено в протоколе.

 

При ДТП со спецтехникой можно столкнуться со множеством специфических трудностей. Самая распространённая – сложность при определении того, кто должен возместить причинённый ущерб при вашей невиновности. В соответствии со ст. 1079 ГК РФ, «обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.)»

Также, в соответствии со ст. 1068 ГК РФ, «юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причинённый его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ».

Исходя из этого, прежде всего надо определить, на каком основании  водитель, к примеру, самосвала или другой спецтехники был за рулём – ведь от этого зависит ваше право на возмещение ущерба!

Организация, обладающая данным транспортом, несёт ответственность за причинённый вред при наличии нескольких условий. Во-первых, водитель должен состоять с данной организацией в трудовых отношениях на основании трудового договора. Во-вторых, во время ДТП водитель должен выполнять свои обязанности по трудовому договору. В-третьих, в соответствии с Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, перевозки грузом на транспорте грузоподъёмностью свыше 3,5 тонн (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) осуществляются на основании выданной лицензии. Организация, занимающаяся уборкой мусора или снега, в обязательном порядке должна обладать соответствующей лицензией.

Необходимо проследить и потребовать от сотрудников ГИБДД, чтобы в документах, оформляемых на месте ДТП, были точно указаны все данные и реквизиты оппонента: адрес собственника, адрес управлявшего данным транспортным средством, номер и срок действия лицензии, номер путевого листа, выданного организацией, все данные о трудовом договоре, заключённом между организацией и водителем. Это очень важно! Даже в случае первоначальной ошибки при оформлении протокола удастся избежать незаконного и необоснованного решения по делу.

По практике, сложившейся в Москве и, возможно, в других регионах, большинство автомобилей, задействованных для уборки улиц и других коммунальных работ, состоят на регистрационном учёте в других субъектах РФ и в Москве находятся в лучшем случае на правах аренды у московских юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которые, в свою очередь,  заключили договоры на коммунальное обслуживание города и сами решают, как им выгоднее эти договоры исполнять. Обычно собственники этих транспортных средств проживают где-то на бескрайних просторах нашей родины, что затрудняет их поиск. И, даже если получится выйти на них, они всё равно не будут отвечать за причинённый вам вред, поскольку у них заключён договор, по которому они сдают свои транспортные средства в аренду.

В основной массе водители спецтехники являются иногородними и зачастую не имеют регистрации по месту пребывания. Нужно сразу до последних мелочей выведать у водителя все данные о фирме, где он работает  (её юридический адрес, фактическое место нахождения и т.д.), и о том, на кого заключён договор аренды (на руководителя, на самого водителя). Иначе в дальнейшем найти их с целью оформления документов для страховой компании и, возможно, для предъявления искового заявления в порядке гражданского судопроизводства будет очень тяжело, потому что такие юридические лица недолговечны, а водители по месту пребывания не зарегистрированы.

Нередко складывается ситуация, когда сумма, необходимая для восстановления вашего автомобиля, превышает сумму, которую вам выплатит страховая компания виновника ДТП. Так, в соответствии с п. 10 Правил обязательного страхования гражданской ответственности (утверждённых постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г., № 263), «страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причинённый вред, составляет в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» 400 тыс. рублей, в том числе:

- 240 тыс. рублей при причинении вреда жизни или здоровью нескольких потерпевших и не более 160 тыс. рублей при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего;

- 160 тыс. рублей при причинении вреда имуществу нескольких потерпевших и не более 120 тыс. рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

Страховая выплата по каждому страховому случаю не может превышать величину установленной страховой суммы».

И разницу между той суммой, которую вам выплатит страховая компания виновника и суммой, необходимой для восстановления вашего автомобиля, вам придётся взыскивать либо с юридического лица (если водитель находился при исполнении служебных обязанностей), либо с самого водителя (если он катался по своим личным делам). Согласно ст. 1072 ГК РФ, «юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (ст. 931, п. 1 ст. 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причинённый вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим возмещением ущерба».

 

Завершающей стадией производства по делу об административном правонарушении является его рассмотрение и вынесение Постановления.

Постановление является окончательным документом в производстве по делу. В нём указывается виновник, нарушивший ПДД. При несогласии с Постановлением есть возможность обжалования путём подачи жалобы в вышестоящий орган в установленный законом срок.

 

По наиболее сложным юридическим вопросам, связанным с ДТП рекомендуем обращаться в Московскую коллегию адвокатов “РОСАР»,   специализирующуюся на данных вопросах. Тел.:  + 7 (926) 659-68-80, +7 (495) 671-53-72, +7 (495) 671-53-62 e-mail: rosar@inbox.ru, www.avto-advokat.ru , www.biznes-advokat.ru )

 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования