Главная Сми, наши публикации Наши публикации

 

ПРОИЗОШЛО ДТП. ЧТО ДЕЛАТЬ? СОВЕТЫ АДВОКАТА

 

Опубликовано в журнале «Автомагазин», декабрь, 2000

Автор, адвокат С.П.ТАРАСОВ

 

 

Декабрь морозный, скользко на дороге, а читатели нашего журнала не утратили интереса к специальной программе «Автоадвокат». Сегодня поговорим о кем-то забытой азбуке- особенностях поведения водителя непосредственно после совершения ДТП. Тема весьма злободневна в условиях эксплуатации автомобилей в зимнее время. Вспомнить забытое старое сегодня поможет адвокат Юридической консультации № 8 «РОСАР» [1] ТАРАСОВ Сергей Петрович, представитель программы «Автоадвокат".

Ограничение скоростного режима движения транспортных средств является основополагающим условием избежать столкновения. Водитель обязан учитывать при этом интенсивность движения, особенности своего и чужих транспортных средств, дорожные и метеорологические условия, видимость дороги и дорожной обстановки. На практике сложилось: если скорость движения транспортных средств, движущихся в попутном направлении, равна 60 км/час, то «безопасный» интервал движения составляет 30 метров, то есть не меньше половины значения скорости в км/час. Однако при современном плотном интенсивном движении в смешанном транспортном потоке и некомфортных условиях движения зимой (мокрый снег, гололед) указанный интервал должен равняться по величине не менее самой скорости движения: 30 км /час -30 м. 70 км/час - 70 м. В Москве и московские водители в Подмосковье зачастую намеренно пренебрегают вышеназванным правилом безопасной дистанции, что приводит к столкновениям автомобилей и наездам на препятствия.

К сожалению, подавляющее большинство людей за рулем, особенно относящихся к легко возбудимым, холеричным типам личности, не следуют золотому правилу наездника: «Забудь обо всем, кроме дороги». Психофизиологические возможности человека как  водителя и оператора одновременно при управлении транспортным средством весьма различны. Поэтому утверждать только о соблюдении приведенных показателей, как панацее, безусловно, нельзя. Они являются ориентирующими данными. Пункт 9.10 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее ПДД) обязывает водителя соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения. Но в жизни, как в жизни: не соблюдал, не избежал... Столкновение, удар, шок! Чтобы было «по-нашему», то в соответствии с пунктом 2.5 ПДД водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь). Не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим.

Ни в коем случае не пытаться общаться в некорректной форме с другими участниками дорожно-транспортного происшествия (далее ДТП) даже при их явной вине. Не надо забывать: ДТП - это по неосторожности, а не «по злобе». Лучше всего обратить свое внимание на очевидцев происшествия. Они могут передвигаться как на автотранспорте, так и быть пешеходами. Но срочно записав номерные знаки, марку автотранспортного средства, их личные данные, водитель поможет не только сотруднику ГИБДД, а, в первую очередь, себе. И не только при наличии своей, но и вины другого водителя. Ведь зачастую на практике «менее защищенные» участники ДТП оказываются наедине не с одним, а с несколькими лжесвидетелями, которые появляются неизвестно откуда не только во время, но и до осмотра места происшествия сотрудниками ГИБДД. Подобные ситуации нередко приводят к развороту ситуации с точностью до наоборот, когда «правый-виноватый» вдруг поменялись местами. И даже последующее обращение за помощью к профессиональным защитникам ведет к весьма значительным потерям времени, здоровья, повышению затрат, когда приходится доказывать очевидное, но очевидное-то было в момент происшествия, а не потом.

Врачебный лозунг «Помоги себе сам» как нельзя лучше подходит к ситуации ДТП. Любой водитель, имея в автомобиле пишущие принадлежности, рулетку и фото-видеоаппаратуру, может зафиксировать самые свежие следы авто-аварии: непосредственно расположение автотранспортных средств, пострадавших, место нахождения отдельных деталей и их частей, длину тормозного следа, юза и т.д. Общую панораму места происшествия лучше фотографировать с четырех сторон, так как обстановка может значительно измениться до процедуры осмотра и составления протокола осмотра. Участнику дорожно-транспортного происшествия мы рекомендуем быть спокойным, внимательным, участвовать в замерах, объяснениях,  вести запись цифровых и иных данных, которые заносятся в протокол, давать свои объяснения, требовать их обязательного внесения в протокол. Особо внимательно к заполнению протокола осмотра надо отнестись в том случае, когда усматриваются элементы предвзятости со стороны должностных лиц и иных участников ДТП. Безусловно, протокол осмотра места происшествия с прилагаемой схемой происшествия является основным документом, на котором базируются все дальнейшие административно-правовые, а в иных случаях, и уголовно-правовые меры воздействия. Однако, итоговым документом, который составляется непосредственно на месте происшествия, необходимо считать Протокол об административном правонарушении. Именно с этого момента водитель - участник ДТП, привлекаемый к административной ответственности в соответствии со статьями 23.5 и 24.7 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (далее КоАП)[2] приобретает право знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства. Протокол подписывается лицом, его составившим, лицом, совершившим административное правонарушение, при наличии свидетелей и потерпевших необходимо не забыть и о наличии их подписей. А в большинстве случаев, в зависимости от обстоятельств ДТП, от нынешних очевидцев - будущих свидетелей еще должны быть получены объяснения, составленные в простой письменной форме. Если вы лицо, совершившее правонарушение, вы вправе отдельно прилагать к протоколу свои объяснения и замечания по содержанию протокола. В противном случае, вытекает, что своей подписью без за явленных замечаний вы согласны со всеми зафиксированными обстоятельствами ДТП. что впоследствии существенно ограничит реализацию права на свою защиту и сократит площадь правового ноля вашего адвоката. Копия протокола об административном правонарушении немедленно после его составления вручается под расписку лицу, совершившему правонарушение, а потерпевшему - по его просьбе (ст. 23.6-1 КоАП)[3]. Допустимо ли временное задержание? Да. В соответствии со статьей 23.8 КоАП[4] в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным, нарушитель может быть доставлен в милицию ( служебное помещение внутренних войск, штаб народной дружины, орган местного самоуправления) при совершении нарушений правил пользования средствами транспорта, в случае отсутствия у нарушителя документов, удостоверяющих личность, и если нет свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нем, а также если у него отсутствуют необходимые документы на транспортное средство. Срок административного задержания исчисляется с момента доставления правонарушителя для составления протокола и может длиться не более трех часов, а лица, находящегося в со стоянии опьянения - со времени его вытрезвления ( ст. 24.2 КоАП)[5].

 

По наиболее сложным вопросам можно обратиться к адвокатам по ДТП в  Московскую Коллегию адвокатов "РОСАР", участникам программы "Автоадвокат": (тел. 8 (926) 126-71-59,  + 7 (926) 659-68-80, 8 (495) 671-53-62, тел/факс (495) 671-53-72, www.avto-advokat.ru, www.biznes-advokat.ru, E-mail: rosar@inbox.ru).


 

[1] Материал подготовлен Юридической консультацией №8 «РОСАР», правопреемником которой является Московская коллегия адвокатов «РОСАР».

[2] Утратила силу, в настоящее время применяется  ст.ст. 25.1 и 25.2  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

[3] Утратила силу, в настоящее время применяется  ст.ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

[4] Утратила силу, в настоящее время применяется  ст.27.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

[5] Утратила силу, в настоящее время применяется  ст.27.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

 

 

Rambler's Top100

Яндекс цитирования